А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Функции старославянизмов в библейских произведениях Франко (на материале поэм «Моисей» и «Иван Вишенский») - сочинение

Старославянизмы пришли в лексический состав схожих славянских языков от старославянского языка - «первой письменно зафиксированным славянским литературным языком, созданным Кириллом и Мефодием на базе одного из праславянских диалектов - солунского - для репрезентации славянским языком богослужений и канонических книг, и в украинском языке является одним из источников ее лексического обогащения и стилистического разнообразия.

Проблемы семантических изменений и необходимость изучения лексических групп в их взаимосвязях и соотношениях были выдвинуты в семасиологичных трудах О.О.Потебни «Из записок по русской грамматике» (1958), в исследованиях М.М.Покровского «Семасиологические исследования в области древних языков» (1895), которые базируются на сравнительно-историчном исследовании.

Понятие «лексическая система языка» в научное обращение введен Л.В.Щербой, который говорит о слове (категорию языка) как системе - «Языковая система и речевая деятельность» (1974). Определение лексико-семантической системы языка одним из первых подал В.В.Виноградов. Он определил общие признаки, на основе которых слова объединяются в группы «Основные типы лексических значащийся слова» (1953).

В современной лексикологии мысль об о необходимости и целесообразности системного анализа лексики можно считать в общих чертах признанной, поскольку на лексическом уровне, как и на других уровнях (фонетическому морфологическом, синтаксическом) язык системно организован.

Д.М.Шмелев отмечает: «За последнее время … применение новых методов исследования лексики (основанных на признании ее системного характера) привело к успешному анализу отдельных групп слов, установления разных типов взаимоотношений, которые существуют между разными значениями, разных типов самих лексических значений».

Однако, как известно, лексическая система, в отличие от фонологической и морфологической, характеризуется незамкнутостью, подвижностью пределов, большим количеством единиц, которые находятся во взаимосвязи, поэтому отношение лексики как системы, в сравнении с грамматической или фонологической системами, намного сложнее.

В языкознании в зависимости от избранных критериев выделяются разные группы слов (тематические, лексико-семантические, понятийные поля, семантические микрополя), то есть определяются разные группы лексики, что объединяют слова «по признаку их смысловой отнесенности к единственной сфере понятий».

Существенным при оценке лексики как системы является положение, выдвинутое Д.М.Шмелевым о разном характере системных связей в середине разных лексических групп и в связи с этим о возможности многих подходов к анализу лексических единиц.

Тематическая группа - наиболее распространенный способ объединения слов. В его основе лежат экстралингвальные связи между предметами и явлениями действительности, объединения слов проходит на основе логико-предикативной общности. По мнению некоторых исследователей, тематические группы не являются категориями языковыми - в них отсутствуют синонимические связи между компонентами. Они не являются структурными единицами языка.

Начиная с 60-х годов, особенный интерес в языкознании оказывался к лексике, обобщенной по содержанию. До этого изучения тематических групп ограничивалось, по словам Г.А.Уфимцевой, «инвентаризацией» лексики, задания « раскрытие семантических связей слов» при этом даже не относилось. Наиболее значительными в этой отрасли являются исследования О.М.Трубачева «Ремесленная терминология в славянских языках» (1966), М.И.Толстого «История и структура славянских литературных языков» (1988).

Многие исследователи используют тематическое описание словарного состава, невзирая на отсутствие собственно языковых показателей для проведения общего обзора лексики, установления связей между словами и отмечаемыми явлениями, определение удельного веса этих групп в словарном запасе языка, их роста или сокращения, в зависимости от внешних исторических обстоятельств, процессов, терминологизации слов, с общим значением. В связи с этим в 70-х годах Д.М.Шмелев писал, что выделение тематических групп слов основано на разговорных категориях.




 
Поскольку старославянская лексика имеет определенные особенности функционирования и вхождения в языковую систему, ее изучение необходимо для объяснения ряда практических и теоретических заданий структуризации лексического состава. Актуальность темы определяется необходимостью последующей разработки вопросов, связанных с процессом архаизации лексики, потребностью создания тематической и структурно семантической классификации обветшалых слов. С помощью использования описательного, сравнительно-историчного, статистического методов и применения приемов контекстуального, компонентного и стилистического анализа нами систематизирована и классифицирована старославянская лексика, обнаруженная в поэмах И.Я.Франко «Моисей» и «Иван Вишенский». Анализируя старославянизмы в библейских поэмах И.Я.Франка «Моисей» и «Иван Вишенский», мы распределили их за тематическими группами, которые рассмотрели в пределах лексико-грамматических классов. Достаточно интересными являются взгляды литературоведов относительно развития жанра молитвы с середины XIX века и его влияния на творчество И.Я.Франко. В частности А.Скоц определяет поэмы «Моисей » и «Иван Вишенский» как философско-политические произведения, философские мотивы в которых поданы в форме длительных, напряженных мировоззренческих споров молодого мыслителя, пророка и представителя полемичной литературы, благородного политического деятеля, со злым духом Азазелем и последствиями человеческих деяний в государственной жизни. На фоне политической жизни, в которой пришлось жить И.Я.Франко, его амплуа политика и публичного человека, понятные идеи искупления и духовного возрождения двух наций, разных по культуре и единых по религиозной сути, - украинской и еврейской. История написания произведений «Моисей» и «Иван Вишенский» достигают времен, когда обе нации фактически и практически не имели собственного государства, собственного пути развития, свободного соблюдения традиций, национального возрождения. Описывая в поэмах молитвенную атмосферу, писатель предусматривал создание высокой духовной потуги самой молитвы и силу духа того, кто молится. Философский аспект молитвы, как сокровенного внутреннего деяния, всесторонне раскрывает И.Я.Франко в XV и части поэмы «Моисей», где содержится настоящий гимн молитве: * Поднимается солнце, пал * Весь небесный потолок * И стоит в молитве Моисей * Неподвижный как скала… * …От такой молитвы дрожат * Земляные основы * Тают скалы, как воск, и дрожит * Трон предвечный Иеговы. Украинский литературный язык, в какой традиции старо-книжного языка сохранился меньше, чем, скажем, в русском языке, усвоил и меньшее количество старославянизмов. Однако они занимают в ней определенное место и активно используются в органическом единстве с исконной украинской лексикой. Язык, обслуживая все отрасли общественной деятельности людей - культуру, быт, искусство, политику, хозяйство, науку, не остается без изменений. Некоторые слова хранятся без изменений, некоторые изменяются и активно реагируют на смены в обществе. Именно поэтому распределение старославянизмов на тематические группы дает возможность соотнести лексему с определенным понятием и логично объяснить происхождение слова и изменение его семантики.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Функции старославянизмов в библейских произведениях Франко (на материале поэм «Моисей» и «Иван Вишенский»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Франко > Функции старославянизмов в библейских произведениях Франко (на материале поэм «Моисей» и «Иван Вишенский»)
Иван Франко

Иван  Франко


Сочинение на тему Функции старославянизмов в библейских произведениях Франко (на материале поэм «Моисей» и «Иван Вишенский»), Франко