В 1914 готовя книгу «Юношеские стихи», Цветаева составила цикл стихотворений, обращенных к Парнок С. Я., сначала она назвала его «Ошибка» - название, выражавшее ее отношение к этому эпизоду жизни. Позже она заменила это название более нейтральным «Подруга». Роман с Парнок Цветаева назвала «часом своей первой катастрофы»
* Повторю в канун разлуки,
* Под конец любви,
* Что любила эти руки
* Властные твои,
* И глаза - кого-кого-то
* Взглядом не дарят! -
* Требующие отчета
* За случайный взгляд.
* И еще скажу устало,
* - Слушать не спеши! -
* Что твоя душа мне встала
* Поперек души.
* Счастлив, кто тебя не встретил
* На своем пути.
Последнее стихотворение цикла, написанное уже после окончательного разрыва отношений, говорит о тоске по матери, по материнской ласке, доброте, участию. Рано осиротевшая Марина Цветаева искала в Парнок еще и замену умершей матери.
* В оны дни ты мне была как мать,
* Я в ночи тебя могла позвать,
* Свет горячечный, свет бессонный,
* Свет очей моих в ночи оны.
* Благодатная, вспомяни,
* Незакатные оны дни,
* Материнские и дочерние,
* Незакатные, невечерние.
* Не смущать тебя пришла, прощай,
* Только платья поцелую край,
* Да взгляну тебе очами в очи,
* Зацелованные в оны ночи.
* Будет день - умру - и день - умрешь,
* Будет день - пойму - и день - поймешь…
* И вернется нам в день прощенный
* Невозвратное время оно.
* Книга «Версты».
Этот разрыв, а также встреча и расставание с Осипом Мандельштамом в 1916 году очень повлияли на Цветаеву и на ее творчество. В стихах книги «Версты. Выпуск» видна уже совершенно другая Цветаева. Изменилась лирическая героиня. В ранних стихах это девочка, юная прелестная девушка, в изысканной одежде, в богатом окружении: соломенная шляпа, шубка, муфта, шаль из турецких стран, шелковое платье, камелек, браслет из бирюзы. Преобладают слова ряда: игра, шалость, смех, веселье, нежность, невинность. Цвета тоже характерны для описания юности, радости, невинности; в основном это светлые, легкие тона: белый, золотистый, синий, голубой, зеленый, очень много роз и розового. В «Верстах» лирическая героиня совершенно другая, она свободна от обязательств и ограничений, переступает общепринятые нормы веры, семьи, быта. Она имеет много обликов: богоотступница, чернокнижница, колдунья, ворожея, цыганка, воровка, каторжанка. Характерны такие слова, как: дороги, версты, ветер, ночь, бессонница, плач. Действие стихов происходит уже не в комнатах, а на улицах, дорогах, за городом, в пригороде. Основными становятся темные цвета: серый, сизый, черный, иссиня - черный, «цвета ночи», красный. Для стихов «Верст» характерно большое количество глаголов, новизна рифм и ритмов, обращение к фольклору.
* Коли милым назову - не соскучишься.
* Превеликою слыву - поцелуйщицей.
* Коль по улице плыву - бабы морщатся:
* Плясовницею слыву, да притворщицей.
* А немилый кто взойдет, да придвинется -
* Подивится весь народ - что за схимница,
* Филин ухнет - черный кот ощетинится,
* Будешь помнить целый год - чернокнижницу.
* Хорошо, коль из ружья метко целятся,
* Хорошо, коли братья верно делятся,
* Коли сокол в мужья метит - девица…
* Плясовница только я, да свирельница.
* Коль похожа на жену - где повойник мой?
* Коль похожа на вдову - где покойник мой?
* Коли суженого жду - где бессонница?
* Царь-Девицею живу, беззаконницей!
* Цикл «Стихи о Москве»
Зимой 1915-1916 годов Цветаева, побывав в Петербурге, познакомилась с Осипом Мандельштамом. Сразу же завязываются дружеские отношения, позже переросшие в краткую, но высокую любовь. С января по июнь 1916 года Мандельштам часто приезжает в Москву, в этот же период появляются его стихи, посвященные Москве и Марине Цветаевой, которые неразрывно связываются в сознании поэта:
* В разноголосице девического хора
* Все церкви нежные поют на голос свой,
* И в дугах каменных Успенского собора
* Мне брови чудятся, высокие, дугой.
В это же время рождаются стихи Цветаевой, посвященные Мандельштаму, в том числе цикл «Стихи о Москве»
* Из рук моих - нерукотворный град
* Прими, мой странный, мой прекрасный брат.
Цветаева очень высоко оценивала поэтический талант Осипа Мандельштама:
* Я знаю: наш дар - неравен.
* Мой голос впервые - тих.
* Что вам, молодой Державин,
* Мой невоспитанный стих.
Эта дружба не прошла для Цветаевой бесследно. Новой для нее была глубина и серьезность философских размышлений Мандельштама о мире, об истории и культуре. Ее поэзия стала шире и глубже. Цветаева говорила, что ее поэзия не испытывала никаких литературных влияний, только человеческие. Она заметно выросла под влиянием личности Мандельштама, открыла в себе новые глубины. Летом 1916 года Сергея Эфрона призвали в армию, он должен был пройти курс в школе прапорщиков. Несмотря на болезнь, его не освободили от воинской службы. В начале 1917 года Сергей был направлен в Нижний Новгород в распределительную школу прапорщиков. Он был оторван от семьи, оставив дома маленькую Алю и беременную Марину.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 20 тысяч сочинений Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме «Серебряный век» на примере творчества Цветаевой. Поищите еще с сайта похожие.
|