А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
"Евгений Онегин" Чайковского - сочинение

Еще задолго до решения написать оперу на сюжет "Евгения Онегина" Чайковский горячо увлекался стихами Пушкина. Одним из его самых любимых мест стихотворного романа было письмо Татьяны к Онегину, и композитор мечтал сочинить музыку на эти слова.
Идею написать оперу на сюжет "Евгения Онегина" подала Чайковскому известная певица Е. А. Лавровская. Об этом Петр Ильич пишет брату: "На прошлой неделе я был както у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для опер... Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: „А что бы взять Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом... я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и... решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина".

К составлению либретто Чайковский привлек своего друга, литератора К. С. Шиловского.
Первое исполнение "Евгения Онегина" по желанию композитора состоялось силами студентов Московской консерватории под руководством Н. Рубинштейна 17 марта 1879 года.

Свою оперу Чайковский назвал "лирическими сценами". Все внимание композитор сосредоточил на раскрытии внутреннего, душевного мира своих героев. "Я не заблуждаюсь, — писал он, — я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки".

В опере ярко и правдиво раскрываются картины быта провинциальной помещичьей усадьбы и столичного светского общества. С большой любовью даны поэтические "зарисовки" русской природы, на фоне которой раскрываются чувства и переживания героев (в сцене письма и в сцене дуэли). Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и постепенно изменяются. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами. Вокальные партии Татьяны и Ленского — героев, имеющих общее в душевном облике, — обнаруживают заметное сходство и в своем мелодическом складе.

Важную роль в раскрытии характеров играет оркестр, который часто "досказывает" то, что певец не выражает в данный момент в своей вокальной партии.

Первая картина оперы начинается небольшим оркестровым вступлением. Его нежная, задумчивая тема, построенная на нисходящих мелодических оборотах, является музыкальной характеристикой Татьяны. В опере она появляется несколько раз — в первой, второй и седьмой картинах.



Действие первой картины происходит в деревенской усадьбе Лариных — в саду и на веранде старинного барского дома. Ларина и няня варят варенье. Сестры Татьяна и Ольга мечтают — звучит их лирический дуэт "Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печали?" Музыка дуэта близка по характеру бытовому русскому романсу начала XIX века.
Далее к дуэту присоединяются голоса Лариной и няни — они вспоминают о прошлом. Дуэт переходит в квартет.

С широкой протяжной песней "Болят мои скоры ноженьки со походушки" в усадьбу приходят крестьяне. По случаю окончания жатвы они приносят разукрашенный сноп. Крестьян угощают. Контрастно звучит веселая русская плясовая "Уж как по мосту, мосточку".


Различное отношение к пению и пляске крестьян Ольги и Татьяны раскрывает несходство их характеров. Задумчивая тема Татьяны (из вступления) на ее словах: "Как я люблю под звуки песен этих мечтами уноситься иногда кудато, кудато далеко" — звучит широко и привольно. Ольга же весело повторяет мелодию плясовой песни "Уж как по мосту, мосточку".

Ария Ольги "Я не способна к грусти томной" служит ее музыкальной характеристикой и вместе с тем выражает ее несколько ироническое отношение к задумчивости и мечтательности Татьяны, особенно когда она произносит с разными оттенками слово "вздыхать", забавно растягивая слоги и этим подсмеиваясь над Татьяной.
Вся первая половина этой картины посвящена женским персонажам. Но вот в усадьбу приезжают Ленский и Онегин. Квартет Татьяны, Ольги, Ленского и Онегина передает состояние каждого из действующих лиц. Различны музыкальные партии Татьяны и Ольги. В диалоге Ленского и Онегина также обнаруживается несходство их взглядов.
Речитатив и ариозо Ленского — его первая характеристика. Восторженный и поэтичный облик юноши раскрывается с первых же слов: "Прелестно здесь! Люблю я этот сад, укромный и тенистый".

Ариозо имеет трехчастную форму с динамической репризой. Интонационно музыка средней части ариозо ("Я отрок был, тобой плененный") напоминает одну из прекрасных тем в партии Татьяны ("Кто ты: мой ангел ли хранитель") в сцене письма.
В заключительной сцене обрисован облик Онегина — учтивого, хорошо воспитанного, но холодного человека. В его небольшом ариозо ("Мой дядя самых честных правил") слышится ритм чопорного менуэта. В конце сцены в оркестре взволнованно звучит тема Татьяны.

Вторая картина открывается оркестровым вступлением, построенным на ярко драматичной теме. Музыка вступления играет важную роль в опере и как бы заранее предсказывает роковой исход любви Татьяны:

Далее звучит первая тема Татьяны (из вступления к опере) — тема ее девичьих грез.
Действие происходит в комнате Татьяны. Девушка просит няню рассказать ей чтонибудь о старине. Няня ведет свой нехитрый неторопливый рассказ. Музыка этого эпизода близка народным песням и в то же время построена на выразительных речевых интонациях. Рассказ няни прерывается взволнованным восклицанием Татьяны. Звучит напряженная и тревожная музыка, передающая ее смятение: "Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую, мне больно, милая моя, я плакать, я рыдать готова!" Это тема любви Татьяны, в следующей сцене оперы она получает широкое развитие. Татьяна просит оставить ее одну. Няня уходит.

Сцена письма — одно из высочайших достижений мирового оперного искусства. Характер героини раскрывается здесь в движении, неустанном развитии. Из наивной, мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость.

Второй раздел начинается проникновенной лирической темой в исполнении гобоя. На ее фоне Татьяна произносит простые и искренние слова: "Я к вам пишу, чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать!" Напевно-декламационная речь Татьяны хорошо сливается с темой оркестра:

Тема письма проходит дважды. При вторичном проведении музыка звучит более напряженно и драматично. Развитие приводит к новой теме, с которой начинается третий раздел сцены письма: "Другой! Нет, никому на свете не отдала бы сердца я".

Обе темы повторяются, причем вторая преобразуется в новую тему, становясь выражением окрепшего и восторженного чувства (четвертый, последний раздел сцены письма): "Кто ты: мой ангел ли хранитель или коварный искуситель?" Вся сцена заканчивается этой темой, звучащей радостно, ликующе.

Некоторые темы будут сопровождать Татьяну и дальше. Можно заметить, что тема 'Ты в сновиденьях мне являлся" имеет много общего с арией Ленского из пятой картины ("Что день грядущий мне готовит?..."). Тема "Пускай погибну я" позднее еще раз звучит в шестой картине в устах Онегина.

Е. Д. Крутикова в роли Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин"
Наступает рассвет. С помощью оркестровых красок Чайковский рисует картину утра. За окнами слышится мирный наигрыш пастушьего рожка (гобой). Светлая картина утра своим контрастом еще больше оттеняет душевную взволнованность Татьяны. Звучит порывистая тема любви. Входит няня. Татьяна просит ее отослать письмо Онегину. В оркестре вновь тревожно и властно проходит тема любви.
Третья картина — сцена свидания Татьяны и Онегина. Начиная с этой картины драматическое развитие сюжета в. опере основано на столкновении противоположных характеров: в 3й, 6й и 7й картинах — Онегина и Татьяны, в 4й и 5й — Онегина и Ленского.

Начинается третья картина хором "Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки!" Это поют крепостные девушки, собирая ягоды. Своим спокойным и чуть лукавым характером хор еще более подчеркивает драматизм происходящих событий.

Вбегает Татьяна и в изнеможении падает на скамью. Ее вокальная партия в этой сцене немногословна. Она построена главным образом на нисходящих интонациях, отражающих настроение обреченности, предчувствие крушения светлых надежд. Оркестр выражает душевное смятение героини.

Поиному обрисован Онегин. Уже в первых тактах вступления к его арии проступают черты человека учтивого, светского, умеющего владеть собой. Мелодия арии развертывается неторопливо, в спокойном, размеренном ритме:

Краткие реплики Татьяны в момент холодной отповеди Онегина выдают ее горе и страдание: "О Боже! Как обидно и как больно!" Сцена заканчивается хором "Девицы, красавицы", обрамляющим картину.





 
Четвертая картина. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. В этой картине даны яркие зарисовки провинциального помещичьего быта, здесь же происходит ссора Онегина и Ленского, которая приводит к роковой развязке в следующей картине. В оркестровом вступлении к четвертой картине звучит тема из сцены письма Татьяны "Кто ты: мой ангел ли хранитель". Она сменяется далее беспокойной музыкой, напоминающей о роковом свидании Татьяны и Онегина в саду. С полными тревоги и смятения переживаниями Татьяны контрастирует сцена веселого домашнего праздника. Звучит вальс, на фоне которого слышатся реплики гостей. Провинциальные барыни судачат и сплетничают. В Онегине они видят претендента на руку Татьяны. Онегин раздосадован. Во время вальса назревает столкновение Ленского с Онегиным. Онегин танцует с Ольгой, и в душе Ленского вспыхивают ревнивые и горькие чувства. Музыка вальса постепенно драматизируется, отражая переживания героев. На фоне мазурки, сменяющей вальс, происходит ссора Ленского с Онегиным. Мелодия мазурки (в ми миноре) предвосхищает предсмертную арию Ленского: Ссора друзей и гневный вызов на дуэль нарушают простодушное веселье. Сцена ссоры начинается элегическим ариозо Ленского "В вашем доме, как сны золотые, мои детские годы текли!" Оно переходит в ансамбль, в котором каждая партия индивидуализирована и передает тревожное состояние его участников. Пятая картина. Действие происходит на фоне сумрачного зимнего утра. Оркестровое вступление к этой картине начинается и кончается мрачными аккордами, предвещающими трагический исход дуэли. Звучит тема из арии Ленского "Что день грядущий мне готовит?" Широкая напевная мелодия, основанная на эмоционально "чутких" романсовых интонациях, является характеристикой Ленского. Отдельные мелодические фразы вокальной партии Ленского постоянно "допевают" солирующие инструменты оркестра (кларнет, струнные). Это способствует широте дыхания, создает впечатление непрерывности, "бесконечности" развития. Средний раздел арии ("Блеснет заутра луч денницы и заиграет яркий день") светлым характером музыки контрастирует первому разделу. Его мелодия интонационно перекликается с ариозо Ленского "В вашем доме". Возвращение первой темы (на словах "Скажи, придешь ли, дева красоты") завершает арию. Ария со всей полнотой раскрывает образ Ленского — юного поэта с чистой душой, искреннего и преданного, с тревогой и тоской предчувствующего свою гибель. Приезжает Онегин. Дуэт "Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?" построен в виде канона, в котором Онегин вслед за Ленским полностью повторяет ту же самую мелодию и слова. Перед лицом возможной смерти Ленский и Онегин переживают одни и те же чувства. Скорбь Ленского передается Онегину, пробуждая в его душе искреннее раскаяние и желание помириться. Но светское представление о чести не допускает этого, и бывшие друзья произносят: "Нет! нет! нет!..." Весь канон сопровождается однообразными ударами литавр, что придает музыке характер оцепенения. На фоне скорбной и мрачной музыки происходит сцена дуэли. С большой трагической силой звучат в оркестре темы Ленского — ариозо из первой картины ("Я люблю вас, Ольга") и, в заключение сцены, арии "Что день грядущий мне готовит?.." Ленский гибнет. "Разве не глубоко драматична и не трогательна смерть богато одаренного юноши, — писал сам П. И. Чайковский, — из-за рокового столкновения Шестая картина. Бал в Петербурге, в высшем светском обществе. Звучит блестящий полонез. Появляется вернувшийся из дальних странствий Онегин. Равнодушным взором смотрит он на бал, на танцующие пары (монолог "И здесь мне скучно!"). Но вот звучит плавная и теплая мелодия вальса. Она воссоздает новый облик Татьяны — светской женщины, сдержанной и величавой. Онегин поражен. Он расспрашивает о ней князя Гремина. В арии "Любви все возрасты покорны" Гремин рассказывает Онегину о своей глубокой преданной любви к Татьяне — своей жене: Гремин представляет Онегина Татьяне. И в этот момент в оркестре взволнованно и страстно звучит тема ее любви из сцены письма: оркестр выражает то, о чем не говорят в данный момент герои. Спокойно и сдержанно разговаривает Татьяна с Онегиным. Затем под предлогом усталости она покидает бал. Картину завершает взволнованное ариозо Онегина: "Увы, сомненья нет, влюблен я, влюблен, как мальчик, полный страсти юной!" В его душе вспыхивает горячее чувство к Татьяне. Пробуждение этого чувства коренным образом меняет интонационный строй его речи — в его партии звучит одна из прежних тем Татьяны: Седьмая картина. В доме Греминых. Татьяна одна. В слезах читает она письмо Онегина. Внезапно появляется Онегин. Следует сцена объяснения. Онегин признается Татьяне в любви. Встреча с Онегиным пробудила в душе Татьяны прежнее чувство. Просто и искренне говорит она Онегину, что попрежнему любит его. С глубокой болью вспоминает о том, что "счастье было так возможно, так близко". Но чувство долга побеждает: Опера заканчивается горьким восклицанием Онегина "Позор, тоска! О жалкий жребий мой!" Опера "Евгений Онегин" — одно из высоких достижений русского оперного искусства. Правдивые образы пушкинского романа помогли разрешить задачу создания "интимной, но сильной драмы", действующими лицами которой явились "настоящие живые люди". Естественно, что не все богатейшее содержание романа Пушкина нашло свое воплощение в опере Чайковского. Самое название "лирические сцены", данное автором опере, говорит о преимущественном интересе Чайковского к внутреннему миру своих героев. Личная драма героев развертывается на фоне бытовых картин. Разнохарактерные бытовые сцены придают опере особенную прелесть. Таковы в первой картине романс "Слыхали ль вы", пение и пляска крестьян по случаю окончания жатвы ("дожинки"), пастушеский рожок в сцене письма, песня "Девицы, красавицы" в третьей картине, забавные поздравительные куплеты Трике в четвертой и непритязательные танцы, на фоне которых разгорается ссора Онегина и Ленского. Светлый колорит этих бытовых сцен еще ярче и рельефнее оттеняет глубину душевных переживаний героев. Уже при жизни композитора "Евгений Онегин" стал одной из самых любимых опер. Вслед за постановкой силами студентов Московской консерватории опера с успехом шла сперва на сцене Большого театра в Москве, затем в Петербурге и начала триумфальное шествие по городам России и за границей. "Я желал бы всеми силами души, — писал Чайковский, — чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору". Желание композитора сбылось. От сердца к сердцу идет музыка Чайковского. Она всегда искренна, всегда правдива. В ней каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу. Творчество Чайковского — вершина мировой музыкальной культуры XIX века — вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века. Основные произведения 10 опер, в том числе "Кузнец Вакула" ("Черевички"), "Евгений Онегин", "Мазепа", "Чародейка", "Пиковая дама", Иоланта" и др. 3 балета: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик" Музыка к весенней сказке А. Островского "Снегурочка" 6 симфоний и программная симфония "Манфред" Одночастные симфонические произведения: увертюрыфантазии "Ромео и Джульетта" и Гамлет'"; фантазии "Буря" и "Франческа да Римини" "Итальянское каприччио", Серенада для струнного оркестра 3 симфонические сюиты и "Моцартиана" (4я сюита) 3 концерта для фортепиано с оркестром Концерт для скрипки с оркестром Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром 3 струнных квартета Фортепианное трио "Памяти великого художника" Струнный секстет "Воспоминание о Флоренции" Свыше 100 фортепианных пьес, в том числе циклы "Времена года", "Детский альбом", 2 сонаты, вальсы, мазурки, скерцо и др. 100 романсов





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме "Евгений Онегин" Чайковского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чайковский > "Евгений Онегин" Чайковского
Андрей Чайковский

Андрей   Чайковский


Сочинение на тему "Евгений Онегин" Чайковского, Чайковский