А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Духовная драма старого человека («Скучная история» Чехова) - сочинение

 «Скучная история» - не единственное произведение Чехова, в котором старый человек приходит к выводу, что он прожил жизнь неверно. Тяжелые думы одолевают 70-летнего гробовщика и музыканта Якова Бронзу («Скрипка Ротшильда», 1894), когда он начинает понимать, что истратил жизнь на мелочные заботы и дрязги, забыв о главных ее ценностях. В его наивных сожалениях об упущенной «пользе» (какой большой капитал можно было бы нажить, если бы вместо делания гробов разводить гусей, гонять барки, ловить рыбу и играть для удовольствия людей на скрипке, плавая в лодке по берегу, и все в этом роде) слышна тоска по человечности, которой он не знал все свои годы. И он умирает, сознавая вину перед самим собой, перед покойной женой, с которой он был груб, и перед другими людьми (потому рассказ и называется «Скрипка Ротшильда», что, умирая, Бронза завещал свою скрипку бедному еврею Ротшильду, над которым он издевался многие годы).

В рассказе «Убийство» (1895) лавочник Яков Терехов, грубый и мрачный старик, тоже приходит к мысли о нечистой и неправедной жизни, которая привела его в конце  концов на каторгу. Но ни в одном произведении, кроме «Скучной истории», Чехов не задавался специальной целью - рассказать о том, что творится в душе старого человека перед лицом надвигающейся смерти. Вся повесть представляет собой исповедь героя о своих переживаниях. Ученый-медик с мировой известностью, Николай Степанович к концу жизни серьезно заболевает и начинает терять свою былую работоспособность. Размышляя в связи С этим о прожитых годах, он ищет оправдания всей своей деятельности и с этой целью подвергает ее строгому суду. Заново оценивает свое поведение - как ученого, главы семейства, гражданина. И приходит к выводу, что никогда не сопротивлялся пошлости и ничтожеству, которые на его глазах царили и в науке и в его собственном доме. Одним словом, строго осуждает себя.

Подобно тому, как в «Учителе словесности» размеренное течение жизни Никитина вдруг оборвалось под впечатлением чьей-то пошлой фразы о карточном проигрыше, а в «Даме с собачкой» Гурова потрясло нелепое замечание чиновника об «осетрине с душком», в Николае Степановиче вдруг вспыхивает негодование против двусмысленных слов жены о городских сплетнях по поводу его дружбы с воспитанницей Катей, и он кричит впервые в жизни: «Оставьте меня!  Вон! Оставьте!» Сила вспыхнувшей в нем ненависти к мещанскому духу, которым были проникнуты глупые упреки жены, была в эту минуту так велика, что ноги его онемели, и он упал, погрузившись в глубокий обморок.

Только в самом конце своей жизни профессор понял серьезный изъян в своем отношении к миру, да и в главном деле всей своей жизни - научной работе. «Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей, или богом живого человека. А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».

Свои «записки» профессор Николай Степанович ведет уже состарившимся и больным, может быть, в самые последние месяцы своей жизни. Но из повести мы узнаем не только об этом тяжелом для него времени. Свой рассказ о текущих событиях он то и дело перемежает воспоминаниями о прошлом. Мы прекрасно представляем Николая Степановича в его молодые годы, внутренне и внешне подтянутого, окруженного оживленной студенческой аудиторией, запросто беседующего с Некрасовым, Кавелиным, Пироговым и другими выдающимися людьми России и Запада. Надо думать, что он прожил далеко не бесполезную жизнь.

 И если даже такой человек в конце концов обнаруживает отсутствие важного идейного и нравственного стержня во всей своей богатой деятельности, то чего стоит существование множества людей, занимающихся гораздо менее полезным трудом и не задумывающихся никогда о «боге живого человека»? Мысль эта в повести прямо не высказана, но ее подсказывает читателю горький жизненный опыт Николая Степановича.


 
Драма мыслящей личности на всех этапах ее биографии, начиная с детства, когда ребенок, еще полный добрых чувств, только начинает радоваться красоте мира и потому особенно больно реагирует на ложь и несправедливость, и кончая последним годом жизни старого человека, умудренного опытом, изведавшего и счастье, и успех, и боль одиночества,- как видим, это прежде всего драма мировоззрения. В родственности духовных переживаний героев разного возраста оказывается единый подход Чехова-художника к человеческой личности. Мировоззрение современника для Чехова не какая-то абстрактная совокупность теоретических взглядов, его больше волнует связь этих взглядов с жизненным поведением человека и то, как он осознает свое место в обществе. И чем моложе герой, чем менее сформировались теоретические основы его мировоззрения, тем острее он чувствует недовольство собой, свою беспомощность в решении главного вопроса - как жить, как вести себя в этом безнравственном обществе, чтобы не слиться с ним. В «Скучной истории» душевным мукам профессора вторят переживания его воспитанницы Кати. В детстве это была доверчивая и добрая девочка, на лице у нее постоянно было такое выражение, как будто она думала: «Все, что делается на этом свете, все прекрасно и умно». Нужно было пережить не одно жестокое разочарование - и на избранном ею пути актрисы, и в любви,- чтобы доверчивость сменилась резко критическим взглядом на вещи, трезвой оценкой теневых сторон жизни. Катя задолго до профессора разглядела внутреннюю пустоту и эгоизм его домочадцев. И когда Николай Степанович признался в происшедшей в нем перемене, она дала ему единственно верный совет: бросить все и уехать за границу. Бросить не только семью, но и университет, потому что он своими лекциями только увеличивает количество бездельников в науке. Ей самой бросать нечего, и она не знает, что ей делать. Надеясь на мудрость и опыт профессора, она сама ищет у него опоры: «Я не могу дальше так жить! Не могу! Ради истинного бога, скажите скорее, сию минуту: что мне делать? Говорите, что мне делать!» Но профессор не смой ее обнадежить советом, а про себя подумал с болью, что Катя еще молода и, следовательно, ее душа «не будет знать приюта всю жизнь, всю жизнь!».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Духовная драма старого человека («Скучная история» Чехова). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > Духовная драма старого человека («Скучная история» Чехова)
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему Духовная драма старого человека («Скучная история» Чехова), Чехов