А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Жить по правде (по повести А Чехова "Мужики") - сочинение

Правда  необорима, 

если  ее высказывают умело.

Плутарх

Жить правдиво очень трудно. Особенно если обще­ство, в котором ты живешь, насквозь фальшиво. Поч­ти каждое из литературных произведений посвящено борьбе героя за право жить честно, за возможность быть счастливым благодаря той правде, которая соот­ветствует всеобщим нравственным принципам. Рассмотрим тему на примере творчества одного из самых «правдивых» писателей — Антона Чехова.

Примерно с 1887 года до начала 90-х годов писа­тель работает над романом, о котором так говорит в одном из писем: «В основу сего романа кладу я жизнь хороших людей, их лица, дела, слова, мысли и надеж­ды» (А. Н. Плещееву, 9 апреля 1889 г.). Роман этот Чехов впоследствии уничтожит, останутся лишь не­большие отрывки. Но сам факт работы над ним заслу­живает внимания. Мы видим, каким сложным было творчество Чехова второй половины 80-х — начала 90-х годов. С одной стороны, создание «гнетущего впечатления», повесть, где в тюремной «палате» уга­дываются черты всей чиновно-крепостнической Рос­сии. С другой — работа над романом о «хороших лю­дях», об их «мыслях и надеждах». Даже в этот тяже­лый и суровый период творчества Чехов не ограничивается изображением мрачных сторон дей­ствительности, ищет проблески в душе своего героя.

Большие изменения происходят в общественной жизни России: эпоха реакции, воцарившейся в стране после 1 марта 1881 года — убийства Александ­ра II террористами-народовольцами; с середины 90-х годов — новая историческая полоса. В дневниковой записи В. Г. Короленко читаем: «Общество ждет и на­деется» . Почти в тех же словах говорит об этом време­ни Чехов: «Все ждут и на что-то надеются».

Важная тема повестей и рассказов этих лет может быть определена названием одного из его рассказов — «Человек в футляре». Это заглавие вполне сопостави­мо с гоголевским образом — «Мертвые души». «Фут­ляр» становится у Чехова символом всей жизни, «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной впол­не». Если говорить обобщенно, содержанием многих его произведений является борьба «человека» и «фут­ляра».



























 
Повесть «Мужики» вызвала особенно острые спо­ры. Писатели-народники любили изображать дерев­ню как царство доброй и наивной патриархальности, не тронутое «язвами» капитализма. В ней они видели единственное спасение от тлетворного влияния город­ской цивилизации. Беспощадно-правдивое изображе­ние деревни в чеховской повести «Мужики» наносило удар этим фальшивым представлениям. Н. И. Иванюков, профессор-экономист, писал А. П. Чехову 10 октября 1897 года об этой повести: «Ее читали, обсуждали, по поводу ее много спорили. Впе­чатление от нее было ошеломляющее. Как обухом по голове». Чехова упрекали в том, что он не видит ниче­го светлого в жизни деревни. Однако писатель никак не заслуживал подобных обвинений. Герои его «Му­жиков» действительно невежественны, забиты, но в глубине они человечны. «Да, жить с ними было страшно, — думает героиня повести Ольга, — но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы най­ти оправдание». Когда критики спорили о «Мужиках», об отноше­нии писателя к деревне, они не знали, что Чехов рабо­тает над продолжением повести. В ее опубликованной части говорилось о том, как лакей Николай Чикильдеев заболел и поехал с женой Ольгой и дочкой Сашей в деревню, чтобы поправить здоровье. Они попадают в царство бедности, забитости и страданий. Николай умирает, а Ольга и Саша, побираясь, идут в Москву. В продолжении повести, которое осталось у Чехова в виде незаконченных черновиков, описывалась горе­стная жизнь Ольги и Саши уже в Москве. С глубокой любовью, как всегда у Чехова сдержанной, нигде пря­мо не высказанной, рисует он судьбу девочки Саши. Ее путь из детства на самое дно жизни. От матери она унаследовала не только мягкость, доброту, поэтичность, но также: «Терпи и все тут». Незаконченная повесть обрывается в тот момент, когда Ольга, служа­щая в меблированных комнатах, уволенная, исчеза­ет, а Саша идет на улицу — Чехов обнаруживает ред­костное «двойное зрение»: пристально изучая жизнь и быт, окружающие Сашу сначала в деревне, затем в городе, он внимательно вглядывается во внутренний мир маленькой героини трагической мужицкой и го­родской эпопеи. Так же, как Саша из «Мужиков», путем страданий и бед проходит героиня повести «В овраге» Липа. Вот пример чеховского реализма — сурового и беспощад­ного. Однако, пройдя, кажется, по всем кругам му­жицкого «ада», Липа не гибнет. В конце повести воз­вращаются с работы «бабы и девки»: «Они пели. Впе­реди всех шла Липа, и пела тонким голосом, и заливалась, глядя вверх на небо, точно торжествуя и восхищаясь, что день, слава богу, кончился и можно отдохнуть». Как ни страшна жизнь, как ни горестна судьба че­ловека и народа, писатель не ставит окончательной точки в конце произведения, оставляет финал откры­тым. Чеховская правда, верность действительности, суровое изображение самых мрачных ее сторон — все это не отнимает у читателя веры в жизнь, надежды на то, что она может стать иной. Теги: Чехов, сочинение Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Жить по правде (по повести А Чехова "Мужики"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > Жить по правде (по повести А Чехова "Мужики")
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему Жить по правде (по повести А Чехова "Мужики"), Чехов