Жить по правде (по повести А Чехова "Мужики") - сочинение
Правда необорима,
если ее высказывают умело.
Плутарх
Жить правдиво очень трудно. Особенно если общество, в котором ты живешь, насквозь фальшиво. Почти каждое из литературных произведений посвящено борьбе героя за право жить честно, за возможность быть счастливым благодаря той правде, которая соответствует всеобщим нравственным принципам. Рассмотрим тему на примере творчества одного из самых «правдивых» писателей — Антона Чехова.
Примерно с 1887 года до начала 90-х годов писатель работает над романом, о котором так говорит в одном из писем: «В основу сего романа кладу я жизнь хороших людей, их лица, дела, слова, мысли и надежды» (А. Н. Плещееву, 9 апреля 1889 г.). Роман этот Чехов впоследствии уничтожит, останутся лишь небольшие отрывки. Но сам факт работы над ним заслуживает внимания. Мы видим, каким сложным было творчество Чехова второй половины 80-х — начала 90-х годов. С одной стороны, создание «гнетущего впечатления», повесть, где в тюремной «палате» угадываются черты всей чиновно-крепостнической России. С другой — работа над романом о «хороших людях», об их «мыслях и надеждах». Даже в этот тяжелый и суровый период творчества Чехов не ограничивается изображением мрачных сторон действительности, ищет проблески в душе своего героя.
Большие изменения происходят в общественной жизни России: эпоха реакции, воцарившейся в стране после 1 марта 1881 года — убийства Александра II террористами-народовольцами; с середины 90-х годов — новая историческая полоса. В дневниковой записи В. Г. Короленко читаем: «Общество ждет и надеется» . Почти в тех же словах говорит об этом времени Чехов: «Все ждут и на что-то надеются».
Важная тема повестей и рассказов этих лет может быть определена названием одного из его рассказов — «Человек в футляре». Это заглавие вполне сопоставимо с гоголевским образом — «Мертвые души». «Футляр» становится у Чехова символом всей жизни, «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне». Если говорить обобщенно, содержанием многих его произведений является борьба «человека» и «футляра».
Повесть «Мужики» вызвала особенно острые споры. Писатели-народники любили изображать деревню как царство доброй и наивной патриархальности, не тронутое «язвами» капитализма. В ней они видели единственное спасение от тлетворного влияния городской цивилизации. Беспощадно-правдивое изображение деревни в чеховской повести «Мужики» наносило удар этим фальшивым представлениям.
Н. И. Иванюков, профессор-экономист, писал А. П. Чехову 10 октября 1897 года об этой повести: «Ее читали, обсуждали, по поводу ее много спорили. Впечатление от нее было ошеломляющее. Как обухом по голове». Чехова упрекали в том, что он не видит ничего светлого в жизни деревни. Однако писатель никак не заслуживал подобных обвинений. Герои его «Мужиков» действительно невежественны, забиты, но в глубине они человечны. «Да, жить с ними было страшно, — думает героиня повести Ольга, — но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдание».
Когда критики спорили о «Мужиках», об отношении писателя к деревне, они не знали, что Чехов работает над продолжением повести. В ее опубликованной части говорилось о том, как лакей Николай Чикильдеев заболел и поехал с женой Ольгой и дочкой Сашей в деревню, чтобы поправить здоровье. Они попадают в царство бедности, забитости и страданий. Николай умирает, а Ольга и Саша, побираясь, идут в Москву. В продолжении повести, которое осталось у Чехова в виде незаконченных черновиков, описывалась горестная жизнь Ольги и Саши уже в Москве. С глубокой любовью, как всегда у Чехова сдержанной, нигде прямо не высказанной, рисует он судьбу девочки Саши. Ее путь из детства на самое дно жизни. От матери она унаследовала не только мягкость, доброту, поэтичность, но также: «Терпи и все тут». Незаконченная повесть обрывается в тот момент, когда Ольга, служащая в меблированных комнатах, уволенная, исчезает, а Саша идет на улицу — Чехов обнаруживает редкостное «двойное зрение»: пристально изучая жизнь и быт, окружающие Сашу сначала в деревне, затем в городе, он внимательно вглядывается во внутренний мир маленькой героини трагической мужицкой и городской эпопеи.
Так же, как Саша из «Мужиков», путем страданий и бед проходит героиня повести «В овраге» Липа. Вот пример чеховского реализма — сурового и беспощадного. Однако, пройдя, кажется, по всем кругам мужицкого «ада», Липа не гибнет. В конце повести возвращаются с работы «бабы и девки»: «Они пели. Впереди всех шла Липа, и пела тонким голосом, и заливалась, глядя вверх на небо, точно торжествуя и восхищаясь, что день, слава богу, кончился и можно отдохнуть».
Как ни страшна жизнь, как ни горестна судьба человека и народа, писатель не ставит окончательной точки в конце произведения, оставляет финал открытым. Чеховская правда, верность действительности, суровое изображение самых мрачных ее сторон — все это не отнимает у читателя веры в жизнь, надежды на то, что она может стать иной.
Теги: Чехов, сочинение
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Жить по правде (по повести А Чехова "Мужики"). Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Чехов
> Жить по правде (по повести А Чехова "Мужики")