А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Литературная деятельность Чехова - сочинение



Чехов сказал однажды: «Все мною написанное забудется через 5—10 лет; но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы». Первая фраза — отчасти дань скромности, отчасти шутка, вторая — полна глубокого и важного смысла. Чехов считал себя пролагателем новых путей и в этом видел свое писательское назначение. Какие же это были пути?

В конце 80-х годов, когда творческий метод Чехова уже вполне определился, он заметил в письме Плещееву от 0 апреля 1889 года: «Цель моя — убить сразу двух зай-цев; Правдиво нарисовать жизнь и кстати показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь — мы не знаем».

Можно ли, однако, показать уклонение от нормы, не зная, что такое норма? Чехов считал это возможным. Норма жизни и человеческих отношений, думал он, не всегда может быть прямо выражена и декларирована, но подлинный художник всегда чувствует и ощущает ее, видит отклонения от нее, показывает их и таким образом как бы конструирует норму от обратного.

Иногда Чехов имеет дело с отклонениями явными, зримыми, грубыми и нелепыми. На них он отвечает смехом, Но чем дальше, тем больше внимание Чехова останавливается не на том, что ясно видно, а на том, что едва заметно, что скрывается, прячется под покровом обыденной, привычной повседневности. Отклонением от нормы он начинает считать не только вопиющие факты социального зла, прямое бесчестие или прямую ложь в отношениях между людьми. Отклонение может быть микроскопично, почти неощутимо, "Совершенно буднично—и тем не менее оно должно быть отмечено и показано именно как отклонение от нормы, как ее нарушение. Вопиющие факты социального зла и неправды, резкие, определенные, бросающиеся в глаза, это не единственный и даже не главный показатель ненормальности жизни, это только частный случаи, такой же, как тысячи других, менее заметных, труднее ощутимых. Художник на то и художник, чтобы видеть то, чего не дано видеть рядовому наблюдателю.

Страшно нестрашное — таково другое выражение той же чеховской темы, той же основной его МЫСЛИ. Страшны не жизненные трагедии, а житейские идиллии. Страниц.! не внезапные резкие перемены в человеческой судьбе — страшна, напротив, жизнь, которая совсем не меняется, в которой ничего не происходит, в которой человек всегда равен себе.

Нереально реальное — таково третье (наиболее общее) выражение все тон же единой чеховской темы. Сложившаяся жизненная норма, уклоняющаяся от той идеальной нормы, которая существует в сознании писателя, хотя и не может быть определена позитивно, теряет в глазах Чехова реальные очертания и приобретает оттенок призрачности, фантастичности, алогизма. Па этом принципе нереальности, алогизма построен, например, рассказ «Случай из практики» (1898). «Недоразумение», «ошибка», «логическая несообразность», доходящие до фантастики, — вот что раскрывается Чехову в обыденной жизни, если к ней подходить как к «путанице всех мелочей, из которых сотканы человеческие отношения».

Говоря одинаковым тоном о большом и малом, Чехов не Делал различия между крупными и мелкими явлениями, между значительными и незначительными событиями и и своей смелой «наивности» реформатора разрушал привычное соотношение тем, сюжетов и авторских акцентов. Это было уже давно замечено читателями и критиками, но далеко не сразу было понято, что возникла новая художественная система, новая поэтика бесконечно малых величин и «подводного течения».


 
В 1876 году отец Чехова, торговые дела которого пошатнулись, вынужден был закрыть свою лавочку и переехать в Москву, где к тому времени находились его старшие сыновья. Антон Павлович остался в Таганроге без семьи вместе с братом Иваном. Для Чехова наступили особенно трудные времена. Ему приходилось учиться и одновременно зарабатывать на жизнь не только для себя, но и для отчаянно нуждавшейся семьи. Он продолжал жить в доме, который был для него родным, но теперь перешел в чужие руки. За угол, который отвел Чехову новый хозяин дома, он должен был бесплатно заниматься с его племянником. Кроме того, ему приходилось искать для себя и другие грошовые уроки, почти все свободное от занятий Время ухолило на репетиторство. Этот период нужды и лишений способствовал В то же время развитию у Чехова чувства независимости и собственного достоинства. Он не только сам высоко ценит это чувство, но стремится привить его и своему младшему брату Михаилу. «Не нравится мне одно, — пишет он ему в апреле 1879 года, — зачем ты. величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что че-стный малый не ничтожность». В 1879 ГОДУ Чехов окончил гимназию и поступил в Московский университет на медицинский факультет. Он очень серьезно занялся медициной, не менее серьезно, чем литературной деятельностью. «Не сомневаюсь, — писал он впоследствии, — занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня, как для писателя, может понять только тот, кто сам врач... Знакомство с естественными науками, с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, соображаться с научными данными, а где невозможно— предпочитал не писать вовсе». Естественные науки сыграли очень важную роль в формировании взглядов Чехова на жизнь. В студенческие годы Чехов задумал даже писать работу на тему «История полового авторитета», в которой с естественнонаучной точки зрения думал осветить женский вопрос. Необходимость равенства полов Чехов собирался тогда аргументировать тем, что «сама природа не терпит неравенства». Естественные пауки способствовали созреванию у Чехова высокого представления о жизни, формированию идеала естественного человека, с разнообразными интеллектуальными задатками, ПОЛЛО 8ар1епз в высшем значении слова. В свете этих взглядов н настроении Чехова становятся попятными его слова В письме Л. II. Плещееву от 4 октября 1888 года: «Моя святая СВЯТЫХ — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода...» Легко представить себе, насколько противоестественными должны были казаться Чехову смешные в своей уродливости формы повседневного быта, досадные и глупые проявления бытовой непорядочности. В 1884 году Чехов окончил университет. К этому времени он был уже писателем, заметным сотрудником юмористических изданий/ В 1880 году в журнале «Стрекоза» было опубликовано «Письмо к ученому соседу», печатался он также в журналах «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Москва», «Свет и тени», «(шутник». С 1882 года начинается сотрудничество Чехова в «Осколках», лучшем юмористическом журнале того времени, выделявшемся па общем сером фоне безыдейной юмористической журналистики 80-х годов своим относительно прогрессивным направлением. Работу в этом журнале и близкое общение с его редактором Н. А. Лейкиньш Чехов считал важным фактом своей писательской биографии. Литературная деятельность Чехова началась в тот исторический период, когда закончилась революционная ситуация 70-х годов и в стране надолго воцарилась жестокая реакция. Победа партии самодержавия, торжество «охранителен порядка», бессилие и трусость либерального общества— все это наложило тяжелый отпечаток на русскую жизнь 80-х годов. Важно учесть к тому же , что реакция праздновала свою победу в условиях укрепления в России новых, буржуазных отношений. В эту пору наряду с реакционным помещиком равноправным хозяином положения стал сытый буржуа-мещанин, довольный своим утробным существованием. Против этих «героев времени» — охранителей порядка, чиновников по должности и в душе, против обезличенных обывателей, против самодовольных мещан — было направлено ранее юмористическое творчество Чехова.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Литературная деятельность Чехова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > Литературная деятельность Чехова
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему Литературная деятельность Чехова, Чехов