Образы "футлярных" людей в рассказах А Чехова - сочинение
В своем творчестве А. П. Чехов отображал все стороны современной ему действительности.
Чехов — общепризнанный мастер «малой формы». Его рассказы — подлинные шедевры. Их отличает небольшой объем, внешне незатейливый сюжет и глубина содержания.
Особое место в творчестве Чехова занимает «маленькая трилогия». Для рассказов, входящих в ее состав, характерна общность героев, внутренняя связь частей, особенная внутренняя философия.
В центре рассказа «Человек в футляре» — некий гимназический учитель Беликов. Он весьма странен: даже в очень хорошую погоду ходит в галошах и с зонтиком, в теплом пальто на вате, носит темные очки, лицо прячет в поднятый воротник, уши закладывает ватой, ездит на извозчике с поднятым верхом. Зонтик у него в чехле, часы и перочинный ножик тоже. Беликов преподает в гимназии греческий язык, древний и мало кому нужный. Это тоже для него своеобразный футляр, в котором он чувствует себя комфортно. А вот всего живого Беликов боится. Он весь находится во власти циркуляров и особенно почитает те, которые что-либо запрещают. К остальным же относится с осторожностью — «как бы чего не вышло». Беликов не может мыслить свободно, все его мысли находятся в чехле, в «футляре».
Дома Беликов не менее странен, чем вне его. Он носит халат и колпак, закрывает на окнах ставни, задвигает на них задвижки, строго соблюдает все посты и даже опасается заводить женскую прислугу — во избежание в отношении себя дурных подозрений. Его спальня — тоже своего рода футляр. У него кровать с пологом. Ложась в нее, Беликов укрывается с головой.
Всего, что нарушает устройство его жизни, Беликов боится. «Футлярный» образ мыслей расстраивает его едва не состоявшуюся женитьбу. Беликова смущает «странный образ мыслей» возможной невесты, Вареньки, и ее брата, Коваленко. Он много гуляет с Варенькой, часто заходит к ним в гости, но с предложением не торопится. Однажды Беликов видит ее с братом, катающимися на велосипедах, что приводит его в оторопь: «...эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества», «женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!». Он идет к Коваленко, ненавидящему его, между ними происходит неприятный разговор, в результате которого Коваленко спускает Беликова с лестницы. После всего произошедшего герой заболевает и через месяц умирает. Кроткое, умиротворенное выражение лица Беликова-мертвеца словно говорит о том, что он счастлив наконец очутиться в настоящем футляре, что только в гробу он «достиг своего идеала».
Герой рассказа «Человек в футляре» — персонаж не только комичный, он ужасен. Ведь, руководствуясь девизом «как бы чего не вышло», он «держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!». Весь город опасался Беликова.
«Футлярным» человеком в рассказе оказывается не только его главный герой, но и те, кто, боясь его, живет по его правилам. Да и рассказчик, Буркин,— тоже «человек в футляре». Он также трепещет перед Беликовым. Беликов умер, но «сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!».
Мечта героя рассказа «Крыжовник», Николая Ивановича, овладевшая им всецело, тоже своеобразный «футляр. Он покинул государственную службу, переселился из города в деревню, посвятив себя своей усадьбе, которая, «украшенная» крыжовником, и составляет предел его жизненных мечтаний и интересов. Он долго не женится, все копит деньги. А когда наконец женится, то опять же преследует единственную цель — приобрести усадьбу с крыжовником. Ему неважно, что рядом с ним старая, некрасивая женщина, которую он совершенно не любит и единственное достоинство которой для него — наличие денег. Безусловно, никакого счастья в их совместной жизни быть не могло. Николай Иваныч постоянно отказывает себе и жене во всем, экономя каждую копейку. Когда его жена умирает, он ничуть не горюет, главное — теперь у него достает денег на покупку заветной усадьбы. Всецело посвятив свою жизнь выращиванию крыжовника, герой меняется внешне, он «постарел, располнел, обрюзг». Собрав первую тарелку крыжовника, кислого и невкусного, Николай Иваныч уже не может оценить его адекватно: он весь в своем «футляре» и глупо радуется тому, чему отдал всего себя. Так и не обретя в жизни подлинного смысла, Николай Иваныч умирает.
Герой рассказа «О любви», Алехин, подобно Николаю Иванычу, тоже ограничил свою жизнь усадьбой и заботами о ней. Алехин — человек интеллигентный, и «футляр» у него особенный. Герой неожиданно влюбляется. С первого взгляда и навсегда. С первой же встречи Анна Алексеевна производит на него неизгладимое впечатление, которое взаимно. Анна Алексеевна — замужняя женщина, и это накладывает отпечаток на ее отношения с Алехиным. Они оба боятся, что их тайна станет известна не только мужу Анны Алексеевны, но и представится во всей полноте самим героям.
Идет время, Анна Алексеевна мучительно переживает свое положение. Она становится раздражительной, нервной, а нерешительность Алехина душит любовь. Его чувства по-настоящему раскрываются только тогда, когда становится совсем поздно. Алехин ничего не предпринял ни до того, как героиня решила уехать, ни после. И его поведение — своеобразная форма выражения идеи «футлярности».
Чехов утверждал, что «в человеке все должно быть прекрасно», что человек в любой жизненной ситуации должен оставаться человеком, не опутывать себя узами пошлости и духовной убогости, не ограничивать ими собственное существование. Об этом размышляет писатель и в «маленькой трилогии».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Образы "футлярных" людей в рассказах А Чехова. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Чехов
> Образы "футлярных" людей в рассказах А Чехова