А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СОПОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ А П ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” И В М ШУКШИНА “ШИРЕ ШАГ МАЭСТРО!” - сочинение

В центре обоих рассказов стоит личность молодого сельского врача. У Чехова это Дмитрий Старцев, у Шукшина - Георгий Николаевич Солодовников.

Рассказы написаны в совершенно разное время, но проблемы в них ставятся одни и те же. Это вопрос о цели жизни человека, о цели его работы, проблема взаимоотношений человека и среды.

В чем видит смысл жизни Старцев? Пока он молод, это для него, конечно же, работа. Работа ради того, чтобы вылечить людей, лишить их болезней, облегчить их и без того нелегкое существование. Поэтому Дмитрий целиком отдается работе, у него не хватает времени даже на то, чтобы сходить в город и встретиться с любимой девушкой.

Под влиянием пошлой, обывательской мещанской среды Старцев теряет все те светлые черты, которые у него были, и становится таким же обывателем, как и все, его окружающие.

Как и у Старцева, у Солодовникова тоже цель жизни - работа. Не работа ради людей, а ради себя. Вот как он рисует перспективу своей жизни: “К пятидесяти годам надо иметь... кафедру в Москве, свору учеников и огромное число работ...”

Солодовников в молодости такой же обыватель, как и Ионыч в конце своей жизни. Но отношение к среде у обоих героев различно.

Старцев в отношениях со средой пассивен. Видя мерзость обывательщины, Старцеву “...остается только рукой махнуть и отойти”. Поэтому окружающее наступило на него и затянуло в свою трясину.


 
Солодовников - не тот. Он видит и пошлость окружения (когда Морозов, зав, складом, ждет от него взятки, главврач превращается из врача в снабженца) но не отступает. Его позиция активная: “Да не надо мне вашего сена! - чуть не со слезами крикнул Солодовников, резко оглянувшись. - Вы же убьете, чего доброго, из-за охапки сена!” - слышим мы от него в эпизоде у стожка. Кроме того Георгий - человек чрезвычайно пластичный, психологически подвижный. Он все время меняется, ищет что-то новое; за один день его настроение изменилось столько раз, что нам этот день может показаться целым годом жизни. Поэтому можно предположить, что через, несколько лет, а может быть, десятков лет, Солодовников изменится настолько, что будет жить и работать уже не ради себя, а ради других людей. И первая ласточка этого, правда, кратковременная - весна в его душе. Весна прошла, но она повторится, будет наступать все чаще и чаще, пока не займет всю его жизнь. Старцев -не способен так быстро меняться. В лучшую сторону его душа двигается крайне медленно, а в худшую его тянула среда. Поэтому Он, и превращается в Ионыча: “Вода камень точит”, если долбит по одному месту. Любят герои, похоже, неглубоко. Старцев, размышляя о любимой девушке, способен думать о приданом, о том, к чему эта любовь может привести, а что скажут товарищи. Мысли Солодовникова аналогичны: “Курносые предрасположены к полноте. Но где они еще, эти ее тридцать - сорок лет!” Характеры Дмитрия Старцева и Георгия Солодовникова типичны для их времен. Солодовников, как и все, “институт закончил, пока валял дурака, у других хуже бывает”, пошел отрабатывать по распределению три обязательных года. Судьба Ионыча также обыкновенна: обычный сельский врач, с обычными заботами, стремлениями становится обычным обывателем. Показывая Ионыча, Чехов, вероятно, хотел рассказать о судьбах всего или почти всего молодого поколения того времени.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме СОПОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ А П ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” И В М ШУКШИНА “ШИРЕ ШАГ МАЭСТРО!”. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > СОПОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ А П ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” И В М ШУКШИНА “ШИРЕ ШАГ МАЭСТРО!”
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему СОПОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ А П ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” И В М ШУКШИНА “ШИРЕ ШАГ МАЭСТРО!”, Чехов