А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинение по рассказам Чехова «По делам службы» и «Случай из практики» - сочинение

Переживания героини рассказа «Случай из практики» - это переживания совестливого человека, чувствующего ответственность за все, что делается в жизни. Лизу Ляликову глубоко ранит все, что ей приходится видеть и слышать на фабрике,- вот почему она заболевает и чувствует себя несчастной. Она не пользуется той возможностью роскошной жизни, которую дают доходы с фабрики,- ведь фабрика представляется ей обиталищем злой и таинственной силы. Инстинкт чистой и честной молодой души отталкивает Лизу Ляликову от богатства, и то, что большинство девушек в ее положении превращало в счастливых невест с богатым приданным, преследует ее как кошмар. Она просто не чувствует себя вправе быть счастливой.

Доктор Королев при осмотре этой необычайной больной быстро догадался, что причины ее бессонницы и сильного сердцебиения лежат в области не физиологии, а душевной организации пациентки. Вот как звучит диагноз, который он ей ставит: «Вы в положении владелицы фабрики и богатой наследницы недовольны, не верите в свое право и теперь вот не спите, это, конечно, лучше, чем если бы вы были довольны, крепко спали и думали, что все обстоит благополучно. У вас почтенная бессоница; как бы ни было, она хороший признак». И он осторожно намекает ей, что в ее положении необходимо делать:

    * «…А для наших детей или внуков вопрос этот,- правы они или нет,- будет уже решен. Им будет виднее, чем нам. Хорошая будет жизнь лет через пятьдесят…
    * -        Что же будут  делать  дети и внуки? - спросила Лиза.
    * -        Не знаю… Должно быть, побросают все и уйдут.
    * -        Куда уйдут?
    * -        Куда? …Да куда угодно,- сказал Королев и засмеялся.- Мало ли куда можно уйти хорошему, умному человеку».

Лизе Ляликовой двадцать лет. Это возвращает нас снова к вопросу об этапах духовной биографии чеховского героя. Профессор Николай Степанович - самый старый из чеховских думающих интеллигентов; но, как мы видели, в своем недовольстве миром и собой он не был одинок: рядом с ним страдала молодая женщина с максималистскими требованиями к жизни, с болезненно острым желанием построить свою жизнь на более высоких началах.



 
Итак, в конце 80-х годов, когда были написаны «Володя», «Припадок», «Степь» и «Скучная история», биография чеховского героя, активно ищущего смысла в жизни, слагалась сразу - и на ранних и на последующих ее этапах. Чехову-художнику уже тогда были подвластны все возрасты: детство Егорушки, еще нигде не учившегося; юность гимназиста Володи; молодость студента Васильева и неудавшейся актрисы Кати; старость умудренного жизненным опытом и научными знаниями профессора Николая Степановича. Продолжая и позже, в 90-е годы, обращаться к молодым героям (Никитин, Великопольский), Чехов больше предпочитал иметь дело с героями среднего возраста: Лаевский из «Дуэли», Рагин, бывший народоволец из «Рассказа неизвестного человека», магистр Коврин из «Черного монаха», капиталист Лаптев из повести «Три года», художник из «Дома с мезонином», Гуров из «Дамы с собачкой» и многие другие. Герои Чехова, ищущие не смысла в жизни, а удобного и сытого места в ней, тоже принадлежат к самым разным поколениям. О комфорте мечтает молоденькая Аня из рассказа «Анна на шее» и добивается его. Оригинальность любой ценой - девиз «попрыгуньи», немного более старшей по возрасту, чем Аня. Деньги, домовладение и еще раз деньги - цель Ионыча, стареющего в ходе событий, и т. д. Если детство и юность представляют собой своеобразный пролог к будущим страданиям и прозрению героя (или, наоборот, к духовному оскудению), а старость - эпилог, или финал жизни (Николай Степанович так и говорит о себе: «Теперь мне остается только не испортить финала»), то средний возраст дает художнику возможность для подробного и обоснованного рассказа об эволюции души героя, в одном случае восходящей, в другом - нисходящей. Не случайно почти все главные герои больших повествовательных произведений Чехова (повестей), где больше простора для анализа внутренней жизни личности,- среднего возраста. В последние годы жизни Чехов вновь обратился с надеждой к юному поколению, веря в его духовные силы и в то, что оно способно содействовать приближению новых форм жизни. Именно молодое поколение в эти годы для Чехова - эталон активного отношения личности к действительности. Он верит, что оно по-настоящему равнодушно перед соблазнами ‘мещанского уюта, верит в искренность его желания вырваться из омута благополучного обывательского существования. Как художник, он по-прежнему зорко замечает еще господствующую в действительной жизни позицию приспособления людей к социальным условиям. Это видно из того, каким образом разрешаются события в сюжетах произведений Чехова конца 90-х - начала 1900-х годов. Умирает Беликов в рассказе «Человек в футляре», но, как утверждает Буркин, рассказавший эту историю, после этого «не стало лучше»: ведь похоронили одного только Беликова («…сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»). Обречен на одиночество беспомощный уже старик Цыбукин («В овраге», 1900), недавно крепкий хозяин, державший в страхе всю деревню; на смену ему пришла хищница нового типа, готовая на любое преступление,- его невестка Аксинья. Ценой убийства она становится единственной наследницей Цыбукина и беззастенчиво правит всем его хозяйством. Пока еще твердо стоит на земле «печенег», внушающий каждому честному человеку отвращение, погрязший в невежестве, косности, животной жизни («Печенег», 1897). Обирает бедных, доверчивых и безграмотных крестьян «писарь», вскормленный на трактирных хлебах,- Егор в рассказе «На святках» (1900); автор пишет о нем с откровенной неприязнью: «Это была сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире, и Василиса хорошо понимала,’ что тут пошлость, но не могла выразить на словах, а только глядела на Егора сердито и подозрительно». Вытесняет из родного дома сестер Прозоровых («Три сестры», 1900) чадолюбивая мещанка Наташа, жена их брата Андрея; под ее гнетом Андрей превращается в бессловесного приживалу, и хоть он отлично сознает, что в ней есть что-то от мелкого, «шаршавого» животного,- все-таки не смеет протестовать и подчиняется ей всецело. И с каким удовольствием поедает вкусные блюда и пьет дорогие вина в доме миллионеров Ляликовых гувернантка Христина Дмитриевна, умея наслаждаться благами, которые не дают радости молоденькой Лизе… С Лизы Ляликовой в творчестве Чехова последних лет открывается короткая страница, посвященная молодым, их протесту против старых форм жизни. Молодые противостоят здесь героям, неспособным к протесту. Правда, Лиза Ляликова в «Случае из практики» еще не находит в себе сил для решительных действий. Кто знает, если бы рядом с ней постоянно был друг, рассуждающий, как доктор Королев, может быть, она постепенно привыкла бы к мысли о том, что надо бросить все и уйти…





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сочинение по рассказам Чехова «По делам службы» и «Случай из практики». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > Сочинение по рассказам Чехова «По делам службы» и «Случай из практики»
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему Сочинение по рассказам Чехова «По делам службы» и «Случай из практики», Чехов