А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема «футлярной» жизни в рассказах А П Чехова - сочинение


Основным предметом всего творческого пути Антона Павловича Чехова является сложный и противоречивый мир человеческой души. В своих небольших рассказах писатель воспроизводит истории : жизней людей, прослеживает изменение их внутреннего мира.

В ранних юмористических рассказах Чехов рассматривал разные виды «ложных представлений» — стереотипных жизненных моделей поведения, стандартов, по которым строится вся жизнь человека. Для подобного явления автор нашел точное слово— «футляр».

Это то, что позволяет героям рассказов строить свою жизнь по определенному шаблону, иметь единственный универсальный ответ на все разнообразные жизненные вопросы. По некоему единому стереотипу строилось поведение мелкого чиновника Червякова из рассказа «Смерть чиновника», полицейского надзирателя Очумелова, героя рассказа «Хамелеон», но главным образцом человека, ведущего «футлярный» образ жизни, является учитель греческого языка Беликов, герой рассказа «Человек в футляре».

В рассказе «Смерть чиновника» Чехов продолжает традиционную в русской литературе тему «маленького человека». Нарушая давно установившуюся традицию жалости к «маленькому человеку», автор делает своего героя смешным и жалким одновременно. Червяков смешон и жалок тем, что пресмыкается и унижается добровольно. Чинопочитание и раболепие стали его важнейшими определяющими чертами, его своеобразным футляром, из которого он даже не желает вылезать («Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...») Он считает своим долгом и первейшей обязанностью высказывать свое «уважение к персонам».

В рассказе «Хамелеон» главный герой, полицейский надзиратель Очумелов, тоже прячется в «футляр», внешними своими проявлениями напоминая ящерицу-хамелеона, способную менять свой цвет в зависимости от обстоятельств. В основе хамелеонства Очумелова заложен твердый принцип: то, что принадлежит генералу, превосходит все остальное.

Наиболее важным произведением, относящимся к теме «футлярной жизни» и давшим ей название, является рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре». Этот рассказ представляет собой сочетание социальной сатиры, материала, связанного с определенной исторической эпохой, и философских обобщений вечных, общечеловеческих вопросов.

И название рассказа, и имя его главного героя сразу же были восприняты как социальное обобщение. «Футлярные люди», «беликовы» — эти нарицательные обозначения стали общепринятыми формулами.

 
Беликов был преподавателем греческого языка, и «древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Даже «мысль свою Беликов также стремился запрятать в футляр», скорее всего из опасения «как бы чего не вышло». Из описания простого гимназического учителя вырастают точно обозначенные приметы эпохи: тщательно скрываемая мысль, которую стараются поглубже запрятать в футляр; полное запрещение какой бы то ни было общественной деятельности; расцвет шпионства и доносов. Итогом всего этого, его прямым следствием является всеобщий страх. Беликов «угнетал» учителей, «давил на всех», они «стали бояться всего», «подчинялись, терпели». Чтобы ясно показать запуганность русской интеллигенции, автор дает ее представителям такую характеристику: «...стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Описание поведения и привычек Беликова содержит парадокс: человек, который должен был бы чувствовать себя наиболее привычно в среде, им же самим создаваемой, в нравах, им насаждаемых, первый же и страдает от них. Тот самый Беликов, которого все так боятся, не может даже спокойно спать по ночам. Ему страшно даже в своем футляре, он боится своего повара Афанасия, воров и думает «как бы чего не вышло». Такой жалкой «футлярной жизни» противопоставлена в рассказе другая жизнь, вольная, наполненная движением и смехом. Эту жизнь олицетворяет в рассказе Варенька Коваленко. Любовь также может являться своеобразным футляром, как, например, она становится им для Оленьки Племянниковой главной героини рассказа «Душечка». Основной признак ее любви: жить тем, чем живет ее очередной избранник, говорить его словами, буквально воспроизводить его мнение. Когда говорится о полном одиночестве Душечки и бессмысленности ее жизни в отсутствие любви, несколько раз как о худшем проявлении одиночества и бессмысленности сказано, что «у нее не было никаких мнений». Но в любом рассказе А. П. Чехова о «футлярной» жизни в итоге настоящая жизнь торжествует над «футляром», в который ее пытаются заключить. Только в гробу «достиг своего идеала» Беликов. Гроб стал для него самым надежным футляром, куда уже никогда не сможет проникнуть жизнь, которая торжествует в реальности и находит свое выражение в том, что «хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие». Но вместе с тем в положении учителей, в их образе жизни не происходит существенных изменений: «Жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше». Герой рассказа, учитель Буркин, объясняет это тем, что, хотя Беликов и умер, «а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет». Литература того времени наполнилась ожиданием чего-то нового. Для того чтобы выразить все это, понадобились новые слова и новые способы художественной выразительности: совершался процесс обновления русского реализма применительно к новым историческим условиям. Чехов в своих произведениях хотел «правдиво нарисовать жизнь и... показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы». Он предпочел исследовать жизнь не в больших и общих явлениях, а в частных выражениях, в сфере быта. Этим он расширил возможности реализма, подняв мелкие и, на первый взгляд, неважные темы до уровня больших и глубоко значимых.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема «футлярной» жизни в рассказах А П Чехова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > Тема «футлярной» жизни в рассказах А П Чехова
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему Тема «футлярной» жизни в рассказах А П Чехова, Чехов