👍Сочинение – «Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века «Смерть чиновника» А П Чехова сопоставление с произведениями Ф М Достоевского и Н В Гоголя» Чехов 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века «Смерть чиновника» А П Чехова сопоставление с произведениями Ф М Достоевского и Н В Гоголя - сочинение

1.  «Маленький человек» Гоголя.
2.  «Маленький человек» Достоевского.
3.  «Маленький человек» Чехова.
4.  Гении и их произведения.

Тема «маленьких людей» всегда была актуальной для русских писателей. Пожалуй, такие произведения есть у каждого автора. Но особенно ярко и остро ее освещали такие ге­нии русской литературы, как Достоевский, Гоголь и Чехов.

Мир вокруг людей меняется, меняются и сами люди, время и обстоятельства меняют писателей, а вместе с ними и их героев. «Маленький человек» также эволюционировал».

О «маленьком человеке» Гоголя мы узнаем из знаменитой «Шинели». Главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, — мелкий чиновник. Весь его «талант» состоит в том, что он может «переписывать» бумаги. Сам смысл документов, с которыми ему доводится работать, совершенно не интересует Акакия Акакиевича. Башмачкин интересуется буквами, «закорючками».

У Достоевского в «Бедных людях» и «Двойнике» мы также видим «маленьких», забитых чиновников. По своей нравственной сущности Девушкин «вышел» из гоголевской «Шинели». Но Достоевский несколько иначе осознает характер «маленького человека». В некоторой степени «маленькие люди» Достоевского и Гоголя противопоставлены друг другу. Башмачкин изображен извне, Макар Алексеевич Девушкин — как бы изнутри, в его переписке с Варварой Доброселовой.

В «Бедных людях» показана история действительно нищих людей, жить которым сложно и тяжело, и только переписка спасает их, делает жизнь отрадней. Девушкин нравственно подавлен, он полностью зависит от своего начальства. И нет у него сил вырваться из этого порочного крута. Всячески он стремится к защите своего достоинства, своей «амбиции», как он сам говорит. Но все тщетно. Тяжкий гнет нищеты и неуважения давит на него и Вареньку слишком сильно. Макар Алексеевич много размышляет о несправедливости социальной жизни, мысли эти пугают его, но не покидают, несмотря ни на что. Не в силах выразить протест, герой смиряется со своим положением, и только Варенька дает ему силы существовать. Но однажды добрым друзьям, искренне привязанным друг к другу, приходится расстаться — Варвара выходит замуж. И замужество это тоже безрадостное, несчастливое. Здесь «маленькие люди» вызывают сочувствие, искреннюю жалость. Читателю совершенно не хочется смеяться или издеваться над ними.

«Двойник», написанный сразу же после «Бедных людей», продолжает тему униженных и оскорбленных, но теперь автор показывает нам «маленького человека» в несколько ином свете. Голядкин имеет некоторый доход, у него даже есть слуга. «Главное стремление чиновника — преодолеть в себе робость, показать, что он ничуть не хуже других, что он также не только может ездить в карете, покупать дорогие вещи, но даже посещать званые обеды статского советника, ухаживать за его дочерью», — писал Г. Н. Поспелов.


 
Конечно, никто Голядкина на обед не звал, он сам пытается проникнуть в дом — то с парадного, то с черного хода, и все его предприятие заканчивается скандалом. Голядкина с позором гонят из «приличного общества». Изо всех сил чиновник пытается казаться свободным, уверенным в себе, смелым. На самом же деле даже Петрушка, его слуга, видит, насколько он робок и забит. И вот в жизни Голядкина возникает двойник — плод его воображения. Он добивается всего, чего так страстно желает чиновник, вытесняет Голядкина из всех сфер жизни, где его не признают и не замечают. Двойник отнимает у главного героя все, что только можно отнять. Голядкин окончательно сходит с ума, его увольняют с работы. «Маленький человек» Чехова совсем другой. Как и Гоголь, Чехов использует гротеск, он преувеличивает все происходящее, словно рассматривает букашку в увеличительное стекло. «Смерть чиновника» заставляет нас удивляться, смеяться, и сама смерть кажется нелепой, глупой смешной. Эта история до того трагикомична, что над ней невозможно не смеяться. Как жалок Червяков в своем тупом преклонении, уничижении самого себя, в своем животном страхе перед вышестоящими чинами! Он не видит других людей, да и себя не считает за человека. Обидно и по-настоящему смешно. Каждый из этих авторов привнес в образ «маленького человека» свои неповторимые черты, свою манеру писать, видеть и понимать жизнь. У Гоголя все гротескно, наполнено сарказмом, иронией. У Достоевского — по-настоящему горько и трагично. Только жалость и сочувствие мы можем испытывать к его героям. Читателю хочется сделать для них что-то хорошее, светлое, нужное. Или же посильнее захлопнуть и сердце, и глаза — чтобы не видеть всей несправедливости и жестокости жизни. Чехов же заставляет нас смеяться. Гротеск Чехова не фантастичен, он доводит саму жизнь в ее обыденности до абсурда, во что, казалось бы, невозможно поверить, а на самом деле, если присмотреться, подобное встречается на каждом шагу. Итак, маленький человек в произведениях русской литературы эволюционирует — меняется вместе с авторами. Гоголь смеется над своими героями, над тем, как они жалки. Достоевский заставляет нас плакать, сострадать, искренне сочувствовать. Он учит нас по-настоящему ценить все то светлое, радостное и доброе, что есть в жизни каждого человека. Читая его произведения, мы понимаем, как глубоки и тяжелы могут быть страдания человека, в какие невыносимые обстоятельства может поставить его жизнь. Книги его прочно и навсегда остаются в сердце каждого читателя, если тот способен хоть немного сострадать. Чехов показывает нам совсем иного «маленького человека». Да, он так же смешон, как у Гоголя, Антон Павлович также использует гротеск, но, при всех сходствах с гоголевскими героями, «маленькие люди» Чехова выглядят настолько незначительными, что мы не можем воспринимать их серьезно. Тема «маленького человека» в русской литературе представлена гениальными произведениями настоящих мастеров слова, и каждый образ этих повестей и романов прекрасен в своей точности, неповторимости и глубине.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века «Смерть чиновника» А П Чехова сопоставление с произведениями Ф М Достоевского и Н В Гоголя. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Чехов > Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века «Смерть чиновника» А П Чехова сопоставление с произведениями Ф М Достоевского и Н В Гоголя
Антон Чехов

 Антон  Чехов


Сочинение на тему Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века «Смерть чиновника» А П Чехова сопоставление с произведениями Ф М Достоевского и Н В Гоголя, Чехов