А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Значение «невольной» поэзии Шевченко в истории украинской литературы - сочинение



Весной 1845г. Шевченко после того как был удостоен Советом Академии искусств звания неклассического художника возвращается в Украину. Опять много путешествует (Полтавщина, Черниговщина, Киевщина, Волынь, Подолье), выполняет поручение Киевской археографической комиссии, записывает народные песни, рисует архитектурные и исторические памятники, портреты и пейзажи. С октября по декабрь 1845 г. поэт переживает чрезвычайный творческий подъем, пишет друг за другом произведения «Еретик», «Слепой», «Служанка», «Кавказ», «И мертвым, и живым…», «Холодный яр», «Как умру, то похороните» («Завещание») и др. Все свои стихотворения 1843 - 1845 гг. (кроме поэмы «Тризна») он переписывает в альбом, которому дает название «Три лета».

В 1846 г. создает баллады «Лилея» и «Русалка», а в 1847 г. (до ареста) - поэму «Осина». Тогда же он задумывает новое издание «Кобзаря», куда должны были войти его произведения 1843-1847 гг. легального содержания. До этого издание пишет в марте 1847 г. предисловие, в котором выкладывает свою эстетичную программу, призывает писателей к более глубокому познанию народа и резко критикует поверхностный этнографизм и псевдонародность. Оно не увидело мир из-за ареста поэта.

Весной 1846 г. в Киеве Шевченко знакомится с М. Костомаровым, М. Гулаком, М. Савичем, О. Марковичем и другими членами тайного Кирилл-Мефодиевского общества (основанного в декабре 1845 - январе 1846 гг.) и вступает в эту организацию. Его произведения периода «трех лет» имели бесспорное влияние на программные документы общества. В марте 1847 г. общество было разгромлено. Начались аресты. Шевченко арестовали 5 апреля 1847 г., а 17-го привезли в Петербург и на время следствия закрыли в каземате III отдела.


 
Революционные произведения из отобранного во время ареста альбома «Три лета» стали главным доказательством антигосударственной деятельности Шевченко (его принадлежности к Кирилл-Мефодиевскому обществу не была доказана). «За создание подстрекательских и наивысшей меры дерзких стихов» он назначен рядовым в Отдельный Оренбургский корпус. На приговоре Николай I дописал: «Под строгий присмотр с запрещением писать и рисовать «. Были запрещены и книжки Шевченко. 8 июня 1847 г. Шевченко привезли в Оренбург, оттуда в Орскую крепость, где он должен был отбывать солдатскую службу. Начались месяцы унизительной муштры. В Оренбурге поэт познакомился со своими земляками Ф. Лазаревским и С. Левицким, которые стали его друзьями и помогали ему в ссылке, в Орской крепости - с польскими политическими ссыльными И. Завадским, С. Круликевичем, О. Фишером и др. В Орской он нарушил царское запрещение писать. Свои новые произведения он тайком записывал в самодельные тетради. В конце 1849 - в начале 1850 г. он переписал эти «невольные» стихотворения в самодельную книжечку, которая впоследствии получила название «Маленькая книжка». В Орской крепости поэт написал 21 произведение. В 1848 г. по ходатайству друзей Шевченко его включили, как художника в состав Аральской описательной экспедиции, возглавляемой О. Бутаковым. С октября 1848 г. до мая 1849 г. экспедиция зимовала на острове Косарал. Во время зимовки Шевченко много рисовал и написал свыше 70 стихотворений. С мая экспедиция продолжала исследование Аральского моря, в конце сентября вернулась в Раим, а оттуда в Оренбург. По просьбе Бутакова Шевченко оставили в Оренбурге прорабатывать материалы экспедиции, где он написал 12 стихотворений. Там подружился с польскими ссыльными (в частности, с Бр. Залеским) и штабс-капитаном К. Герном, который предупредил Шевченко о следующем обыске и помог сохранить «Маленькую книжку». 23 апреля 1850 г. Шевченко арестовали за нарушение царского запрещения писать и рисовать. После следствия в Орской крепости его перевели в Новопетровское укрепление на полуострове Мангишлак, куда он прибыл в середине октября 1850 г. Этот новый арест имел фатальные последствия для поэтического творчества Шевченко в ссылке: из осторожности он вынужден был прекратить писать стихотворения и возобновил поэтическую деятельность только незадолго до освобождения (вторая редакция поэмы «Москалев колодец»). Однако, в те годы он рисовал, написал несколько повестей на русском языке и начал дневник. В Новопетровском укреплении Шевченко создал, в частности, серию обличительных рисунков «Притча о блудном сыне», которая является одним из наивысших достижений критического реализма в искусстве середины XIX ст. В целом же, вопреки царскому запрещению рисовать (и с негласного разрешения непосредственного начальства) в ссылке он сделал сотни рисунков и набросков - преимущественно пейзажей, а также портретов и жанровых сцен. Семь лет пребывания в Новопетровском укреплении – чуть ли не самые тяжелые в жизни поэта. Только сочувствие таких гуманных людей, как коменданта укрепления А. Маевского и его преемника И. Ускова, несколько облегчали положение бесправного солдата-ссыльного. После смерти Николая I (февраль 1855 г.) друзья поэта (Ф. Толстой и др.) начали беспокоиться о его освобождении. Но только 1 мая 1857 г. было дано официальное разрешение освободить Шевченко из-под военной службы с установлением за ним присмотра и запрещением жить в столицах. 2 августа 1857 г. Шевченко выехал из Новопетровского укрепления, намереваясь поселиться в Петербурге. В годы ссылки Шевченко, как и раньше, работает в разных поэтических жанрах. Он пишет социально-бытовые поэмы («Княжна», «Марина», «Москалев колодец», «Если б тебе пришлось…», «Петрусь» и др.), исторические поэмы и стихотворения («Монах», «Иржавец», «Заступила черная туча», «В воскресенье в святое» и др.), стихотворения и поэмы сатирического содержания («П. С.», «Цари»), хотя в эти годы сознательно сдерживает свой темперамент политического сатирика. Но главное достояние его творчества 1847 - 1850 гг. - лирика. Лирика и личного плана, и ролевая, в которой главное место занимают стихотворения в народно-песенном духе. По идейно-художественным качествам и значению в литературном процессе лирика Шевченко этого периода - этап не только в его творческом развитии, но и в украинской поэзии в целом. Реалистичным психологизмом, воссозданием «диалектики души», естественностью поэтического высказывания она опережала литературные сутки и создавала почву для последующего подъем украинской поэзии в конце XIX ст. (И. Франко, Леся Украинка). Значение «невольной» поэзии Шевченко в истории украинской литературы обусловлено также тем, что в 1847-1850 годах, когда после разгрома Кирилл-Мефодиевского общества художественное слово на Восточной Украине почти замолчало, он был чуть ли не единоличной активнодействующей силой украинского литературного процесса. Следует однако учесть, что поэзия Шевченко периода ссылки могла реально влиять на развитие литературы уже после смерти автора, когда большая часть тех произведений была опубликована в «Кобзаре» в 1867 г.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Значение «невольной» поэзии Шевченко в истории украинской литературы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Шевченко > Значение «невольной» поэзии Шевченко в истории украинской литературы
Тарас Шевченко

Тарас   Шевченко


Сочинение на тему Значение «невольной» поэзии Шевченко в истории украинской литературы, Шевченко