А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Шевченко - сочинение

Запорожская Сечь - один из мировых феноменов, над которым задумывались, который пытались разгадать много поколений исследователей. Казаков Сечи называли в народе “святыми рыцарями”, их воспели в думах, песнях и легендах. Победоносные запорожцы стали героями множества литературных и художественных произведений. Весьма гордился принадлежностью к казачеству Тарас Григорьевич Шевченко. Именно поэтому он так вдохновенно воспел знаменитое рыцарство в своих произведениях. И не удивительно, что образ казака является одним из основных в его поэтической наработке. Уже в ранний период творчества Кобзаря фигура казака-рыцаря, защитника народа, его воли и православной веры, является своеобразной тоской поэта по прошлому.

Подтверждением того является поэзия “Тарасова ночь”. В основу произведения положены события 1630 года, когда состоялся бой казаков против войск польского гетмана С.Конецпольского под Переяславом. Во главе борьбы стоял Тарас Трясило, который в тесном единении с казаками добывает победу над врагом. В этой поэме Шевченко высоко превозносит героизм украинского народа в борьбе против внешних врагов. Чтобы лучше раскрыть величие и красоту казацкой победы, автор прибегает к фигурам Наливайко, Павлюка. Вспоминая прежние события, поэт выражает тоску, что куда-то делась судьба-воля, о которой теперь только кобзари поют:

    * Было когда-то - господствовали
    * Но больше не будем!
    * Той славы казацкой
    * Вовек не забудем!

Этот мотив звучит и в поэме “Иван Подкова”, в которой главный герой произведения наделен сверхчеловеческой силой и мужеством. Вот Подкова поднял шапку - и лодки стали, утихло море; надел шапку - и “снова закипело синее море”, опять зверюгой стонет бурная природа, а казакам безразлично - они спокойно “плывут себе и поют”.

Смелость, отвага, свободная, беспечальная жизнь, присущи обидам рыцарей казачества в поэме “Гамалия”.

Обобщенный образ вожака приобретает особое значение. Он всегда с запорожцами, всегда там, где больше всего нужен. Да, плывя в Турцию, Гамалия “спереди и байдаком правит”. А в бою он всегда в самом аду, не прячется за казацкие спины, ничего не боится и является примером для подражания. Зримые картины боя в турецкой столице свидетельствуют о казацкой отваге, военной доблести:

    * Скутар, языков пекло то, пылает
    * Через базары кровь течет
    * Босфор широкий доливает.
    * Вроде бы птицы черные в роще.
    * Казачество смело летает.
    * Никто в мире не убежит!
    * Огонь ожесточенных не печет.

Во время возвращения из похода вожак плывет последним: “…позади рьяный Гамалия: Орел орлят зорко стережте”. Как отец он заботится о своих казаках, вместе с ними добывает славу “на весь мир большой, на всю Украину”. Не удивительно, что и рыцари в знак почета и благодарности своему атаману составляют о нем песню:

    * Слава тебе, Гамалие
    * На весь мир большой
    * На весь мир большой.
    * На всю Украину
    * Что не дал ты обществу
    * Згинуть на чужбине!

Когда хотели подчеркнуть красоту человека, его лучшие черты, говорили: “он казацкого роду”, “из его будет добрый козак”. Поэтому побывать в Запорожской Сечи было делом чести каждого юноши, который хотел быть достойным рыцарем.

Поэма “Невольник” отображает картину проводов отцом сына в Сечь, где бывалый казак передает в наследство единственному потомку свою гордость, силу - казацкое оружие:



 
* Послужите, мои доспехи * Молодей еще силе * Послужите ему так искренне * Как мне служили! Дух давних казацких времен, неповторимый героизм рыцарей Сечи, воспроизвел Тарас Шевченко и в поэме “Чернец”. Центральной фигурой произведения является Семен Палий, о котором в народе составлено множество песен и легенд. Рьяный казак прошел все испытания судьбы. И теперь на склоне лет, по старому запорожскому обычаю, он постригся в монахи. Но в воображении героя постоянно появляются картины славного сечевого братства. Поджигатель тяжело переживает свое бессилие, свое одиночество. Но как настоящий патриот он думает прежде всего об Украине: * … Монах мой встал * Надел клобук, взял патерицу * Перекрестился, четки взял… * И за Украину молиться * Старый монах поковылял. Казацкая победа, величие и красота подвига наших славных пращуров, будут жить в возрастах. Их храбрость, высокая мораль, любовь, к родной земле является источником национального достоинства украинцев. Поэтому большая тоска по тем давними временами “края козаков” звучит в стихотворении Т.Г.Шевченко “До Основания”, потому что их: * Слава не ляжет; * Не ляжет, а расскажет * Что делалось в мире * Чья правда, чья несправедливость * И чьи мы дети. Поэта пронимает гордость за славных рыцарей-запорожцев, за казацкий род, которому никогда не будет переводу. А живой голос предков постоянно напоминает нам. современникам, о том, что: * Наша дума, наша песня * Не умрет, не погибнет… * Вот где, люде, наша слава. * Слава Украины! Борцами “за святую правду-волю” появляются казаки в поэмах Кобзаря “Гайдамаки”, но “Холодный яр” Боевые победы гайдамаков, которые изображены в одноименной поэме, свидетельствуют об их военном опыте, изобретательности, храбрости. Увлечение Шевченко героическими подвигами повстанцев красной нитью проходит через все произведение. Повстанцы для поэта - это настоящие герои, орлы, что на призыв Украины слетелись, чтобы спасать ее. Так прежний наймит Ярема Галайда вместе с вожаками восстания - Железняком и Гонтой отчаянно бьется с врагом, обнаруживая незаурядный героизм: * А Ярема - страшно глянут * По три, по четыре * Так и кладет. В чем секрет казацкого величия и победы? В любви к родной Украине, в стремлении к воле. Недаром слово “козак” означало свободного человека, у которого умная голова и сильные руки. Гордые, крепкие, как львы, казаки, были достойным примером для наследования. Слава их оживает с каждым днем, как оживает настоящая история нашего народа без украшений, перекручиваний, правдивая, честная. И проанализированные выше произведения подтверждают, что нельзя уничтожить животворные источники нашей национальной духовности, нельзя обрезать крылья моральному возрождению украинцев.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Шевченко. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Шевченко > Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Шевченко
Тарас Шевченко

Тарас   Шевченко


Сочинение на тему Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Шевченко, Шевченко