Тарас Шевченко - не только поэт, но и драматург, прозаик, мыслитель, историк, этнограф, фольклорист, художник (живописец, гравер), который оставил большое изобразительное наследство - свыше тысячи произведений. Гений Шевченко чрезвычайно широкий, многогранный. Только литературное наследство Шевченко - это «Кобзар», 9 повестей, пьеса «Назар Стодоля», отрывки драматичных произведений, дневник и письма.
Литературные произведения Шевченко формировались постепенно, год за годом, формировала их сама жизнь поэта, и все существеннее всего из этой жизни, из большой жизни украинского крепостного Тараса Шевченко - от его юности и до последнего вздоха, - впитал в себя этот литературный монолит. Подвиг Шевченко, всю взрывную силу его творчества, можем понять, лишь представив, среди какой мертвой тишины она прозвучала, против какого «чудища сторотого» подняла свой меч.
То была эпоха, которая вешала декабристов, убивала на дуэлях наилучших своих поэтов, гнала в кандалах в рудники Сибири самых благородных своих сыновей, последовательно растерзывая их. То была духота, от которой люди немели, атмосфера, где господствовал страх, ненависть, подозрения, доносы, общая оцепенелость, где официальная ложь становилась привычкой и не считалась бесчестием, а слово правдиво, слово свободное каждый раз обливалось кровью. Воспеть свободу в условиях государства крепостника, среди оловянных будней жандармской действительности - это значило выразить, или даже открыть, ведущую, важнейшую истину жизни, рассказать людям в форме поэзии то, что для них было при тех условиях самым существенным. Непреодолимость человеческого духа оказывается и в том, что бесстрашных певцов свободы рожают самые мрачные времена. Что более темная ночь, то более яркие в ней маяки.
Самые острые социальные драмы и самые тонкие нюансы интимного, гневная боль бесправия, неволя, минуты отчаяния, что их тоже знал поэт, печали изуродованной жизни, голос истоптанного и пробужденного человеческого достоинства, сила неповиновения, которая не раз переходит во вскрикивание проклятия, в грозные всплески прометеивского титанизма, - все клекочет, все скипелось в художественную цельность поэзии Шевченко
от начала до конца перенятой огнем, может, самого сильного чувства поэта: «Я так ее, я так люблю
Мою Украину убогую
Что прокляну святого бога
При ней душу погублю!»
Именно из этой любви выросло правдивое, огненное творчество Шевченко, именно это никакими стужами не остужено сыновнее чувство и питало тот дух протеста, бунтарства, антикрепостничества, которым насыщена Шевченкова душа. Из ее тираноборческой строгости, во вспышках грозовых ее разрядов, во всем величии появляется образ поэта - борца, поэта-революционера.
Поэзия Шевченко появилась на гребни века как мятежный голос наиболее униженных социальных низов, голос тех, что уже чувствовали потребность «громадою обух закалять». Буйное свободолюбие чуть ли не самая примечательная черта Шевченко. Верх Шевченковой поэзии - это песня свободы, прославление свободы, этой первой и непременной предпосылки человеческого продвижения, благосостояния и счастья. Слово «свобода» поэт сопровождает самыми дорогими эпитетами, доминируя настроение многих его поэзий - это печаль за потерянной свободой и порыв к ней, к «воле святой»:
«Встанет правда! Встанет воля!
И тебе одному
Помолятся все языки
Вовеки и века…»
Любимый герой Шевченковых поэзий- витязь народный, повстанец гайдамака, казак-запорожец, который выступает защитником родного края, носителем народной правды и чести. Острие известной Шевченковой сатиры, - оружию, которое становилось в его руках таким несгибаемым, - направлено прежде всего против разных притеснителей, пришлых и доморощенных, против царей и их сатрапов, против помещика, чей произвол крепостника не знает пределы, против душителя и предателя, что «за лакомства несчастные» ладный и отречься от самого святого.
Шевченко не без основания называют революционером художественной формы, указывая на то, как смело отходил он от литературных канонов, хотя вряд ли он ставил себе в цели сознательно разрушать устоявшиеся художественные формы. Словесные эксперименты были не для Шевченко. Врожденное чувство прекрасного, чувство гармонии, подсказывали художнику те пути, которыми нужно было идти, чтобы, невзирая на прижимы, нормативы, продираясь сквозь чащи литературных условностей, нести людям свое свежее, свободное, действительно раскрепощенное слово.
У него появляется неизвестная до тех пор, оригинально шевченковская композиция поэмы, к неузнаваемости изменяются известные раньше литературные жанры, с классическими ямбами и хореями поэт ведет себя совсем свободно, его поэтическая метрика многообразия стихотворных размеров еще и сегодня приводят в восторг исследователей, наносит хлопоты переводчикам. Своей мелодикой, ритмичной виртуозностью поэзии Шевченко, создают автору славу одного из самых музыкальных поэтов мира. В своей стихийной силе творца он, кажется, не хотел знать никаких законов, кроме тех, которые диктовали ему его собственная художественная интуиция, сила замысла, огонь темперамента. Бурная поэтическая экспрессия, которая переполняет его наследство, не мирилась, с любыми ограничениями, сносила на своем пути все плотины условностей.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 20 тысяч сочинений Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Литературный подвиг Тараса Григорьевича Шевченко. Поищите еще с сайта похожие.
|