Без исторической памяти нет будущего. События прошлых времен должны быть образцом, уроком для современной жизни, поскольку мы можем посмотреть на них отстраненно, с большей объективностью, сделать правильные выводы. Именно поэтому без преувеличения огромное значение сыграют произведения на историческую тематику.
К прошлому украинского народа, его переломным периодам неоднократно обращался Т. Г. Шевченко. Описанию большого сельско-казацкого восстания, которое состоялось в 1630 году в Украине, посвящена поэма «Тарасова ночь». Во вступлении в поэму автор изображает кобзаря, который поет о прошлых временах, о том, «как москали, орда, ляхи бились с казаками». Кобзарь тоскует, воспевает, «даже беда смеется», так как никто не спасает мамочку-украину, гибнет Родина, ее слава, гибнет знаменитое казачество. Украинцев на собственной земле преследуют за веру: «Вырастают некрещеные казацкие дети; любятся невенчанные; без попа прячут; запродана жидам вера, в церковь не пускают!» Т. Шевченко упоминает поражение нашего народа в восстаниях, возглавляемых Наливайко и Павлюком. Порабощаена поляками Украина, истерзаны родные земли растравляют сердце Тараса Трясила, поэтому он обзывается горькими слезами: «Бедная моя Украина, потоптанная ляхами!» Поэт тщательно изучал исторические памятки, в частности «Историю Руси», в которой описывается восстание под управлением Тараса Трясила, названное «Тарасова ночь». Как видим, такое же название использует и Т. Шевченко. В примечаниях к поэме «Гайдамак» он отмечает, что в эту кровавую ночь Тарас Трясило вырезал ляхов над Альтою. Эта река в тексте поэмы «Тарасова ночь» красной гадюкой несет страшную для поляков весть.
Тоскливое пение кобзаря о трудной судьбе Украины, в которой «молчат горы, играет море, могилы грустят, а над детьми казацкими поганцы властвуют», переплетается со сказом о Тарасе Трясиле - народном предводителе, который возглавил восстание, чтобы спасать народную веру от захватчиков. Страшный бой принял Трясило, три дня и три ночи продолжалась битва, от Лимана до Трубайла «трупами поле крылось». Изнемогли казаки и загрустили, а ляхи обрадовались, начали даже праздновать победу. Итак Тарас решил собрать на совет атаманов-товаришей, с которыми и постановил, что «Пусть, проклятые, пируют, пока солнце зайдет, а ночь-мать даст совет, - казак ляха найдет». Напали казаки на ляхов, пальнула пушка, «проснулись ляшки-панки - некуда убегать!» На утро первые лучи солнца осветили убитых врагов. На ляхов налетели черные вороны - символ смерти, а казачество запело песню о ночи, которая стала знаменитой для всей Украины, так как усыпила поляков.
Кобзарь заканчивает свой сказ о давнем прошлом, и нем беспокоит судьба Украины, ее детей сегодня. Не утихает его боль, так как не все обстоит благополучно на родной земле. Укором к бездеятельности, безответственности, равнодушию своих земляков, который через столетие доносится и к нам, звучат слова: «Пусть будет так! Сидите, дети, у печки». Как видим, Т. Шевченко чрезвычайно волновала судьба Родины, ее будущее, поэтому он призвал современников пробудиться, отыскать утерянное чувство собственного достоинства, которое было у наших пращуров - знаменитых казаков, которые ценой своей жизни обороняли родную землю.
Похожие сочинения (3 самых похожих)
Еще сочинения из раздела Тарас Шевченко
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
|