А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема "маленького человека" в повести Н В Гоголя «Шинель» - сочинение



Исчезло и скрылось существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и естествонаблюдателя...
Н. В. Гоголь

В русской литературе XIX в. отчётливо звучат ноты сочувствия и сострадания обездоленным и униженным. Мелкие чиновники предстают не только трагическими фигурами, но и жертвами судьбы, человеческой прихоти или социальной несправедливости. Однако не случайно, думаю, Ф. М. Достоевский считал, что вся наша литература вышла из гоголевской «Шинели».

Повесть «Шинель» была написана в 1841 г. и вошла в цикл «Петербургские повести». Главный герой произведения — Акакий Акакиевич Башмачкин, «один чиновник» «одного департамента». Автор намеренно окружает героя неопределённостью, создавая собирательный образ, в котором воплотились черты всех чиновников его ранга. «Чиновник! нельзя сказать, чтобы очень замечательный: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинками по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется, геморроидальным...» Его участь — быть «вечным титулярным советником» и терпеть неуважение и пренебрежение окружающих. Акакий Акакиевич не представляет себя вне службы, он видит своё счастье только в ней. Башмачкин трогательно и трепетно выводит каждую букву, ищет среди них любимиц, и, кажется, буквы отвечают ему взаимностью. Ничто не заставит Акакия Акакиевича сделать ошибку, потому что каждая буква, каждое слово дороги ему настолько, что простая описка кажется герою преступлением против самого святого, что есть в его жизни.

Занятия писаря он не оставляет и дома, ложится спать, «улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлёт переписывать завтра». Переписывание — это духовный мир героя: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел во всём свои чистые, ровным почерком выписанные строки». Героя как будто бы не трогает отношение к нему людей, в конце концов равнодушие окружающих перерастает у него в безразличие к самому себе, что отражается и на внешнем облике Башмачки- на: его шинель — главный атрибут любого чиновника — была больше похожа на капот. «Есть в Петербурге сильный враг всех, попучающих четыреста рублей в год жалованья или около того, — северный мороз». Акакий Акакиевич, почувствовав себя беззащитным перед жестоким «враГОм» и видя ппачев- ное состояние своей шинели, решил снести её портному Петровичу. Но, увы, она уже не подлежала ремонту. Мысль о необходимости непомерных расходов поразила Башмачкина настолько, что он «вскрикнул, может быть, в первый раз отроду». В жизнь героя, и без того многотрудную и бедную, вкралась крайняя нужда. Но Акакий Акакиевич уже не замечает голода — он лелеет мечту, которая вдруг стала главной целью его жизни: «он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Шинель преображает Башмачкина: исчезают «все колеблющиеся и неопределённые черты» в его характере и внешнем облике. Мечта стала реальностью, а это для «маленького человека» равносильно чуду.

В герое просыпается горделивое достоинство, поэтому, придя в департамент, он, против обыкновения, поручает шинель «в особый надзор швейцару», как бы требуя уважения к себе и к своей одежде.

Шинель изменяет не только самооценку Акакия Акакиевича, но и привычный ход его жизни. Придя после работы, он ничего не пишет, позволяет себе «немножко посибаритствовать на постели». Он выходит на улицу вечером, чего не было «уже несколько лет». Акакий Акакиевич открывает для себя новый, живой мир; он не просто смотрит вокруг, а замечает мелочи, как «какой-нибудь молодой чиновник».

 
Вместе с новой шинелью герой обретает новую жизнь, получает пропуск в общество тех, кто его унижал или попросту не замечал. Вот он уже среди них, вот все хвалят его шинель; но это общество не для него, ему скучно, и он опять незаметно исчезает: поднимает с пола шинель и уходит. Похвала и внимание — временное явление, и Акакий Акакиевич снова никому не интересен; а может, в его поступке (в приобретении новой шинели) кто-то увидел попытку возвыситься, кто-то позавидовал. Оттого и оказалась новая шинель на полу, оттого никто и не заметил ухода героя из компании. Но Башмачкин рад и этому, он весело шагает домой, весело бежит за какой-то дамой, пока не начинает чувствовать страх перед надвигающейся тьмой ночных улиц и площадей: «сердце его предчувствовано что-то недоброе». И здесь сюжетная линия повести денает трагический поворот. Тревога «маленького человека» передаётся и читателю, понимающему, что не могна жизнь вечного титупярного советника вмиг преобразиться в красочную, радостную и таковой надолго остаться. Акакий Акакиевич вдруг оказался лишённым своей новой жизни: тихо, обыденно и жестоко произошло ограбление. Но будто не шинель сняли с Башмачкина, а его единственную защиту. Герой решается на поступок: Акакий Акакиевич бежит к будочнику и, впервые по-настоящему разгневавшись, начинает кричать, «что он спрт и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека». На следующий день он первый раз в жизни поставил яичную надобность выше службы и не пошёл в департамент, а «отправился к частному». Разбитый и униженный после визитов к «значительным лицам», Башмачкин бредёт домой, «на другой же день обнаружилась у него сильная горячка». Только перед смертью Гоголь даёт Акакию Акакиевичу возможность почувствовать себя свободным от чиновничьего мундира и дать волю мыслям и словам. Однако история Башмачкина получила продолжение. Н. В. Гоголь не случайно вводит в сюжетное полотно повести элемент фантастики: в реальности герой не может отомстить за себя и вернуть то единственно хорошее, что было в его жизни. «Маленькие люди» создают общий фон жизни, на котором отчётливее проступают черты выдающихся личностей. Является ли «маленький человек» для окружающих лишь нелепой фигурой с однообразным прошлым с серым настоящим и смутным будущим? Думаю, это не совсем так. Писатели-гуманисты, каковым был и Н. В. Гоголь, хотят, чтобы за неприметным обликом и привычным смирением героя мы, читатели, разглядели живую страдающую душу, способную в минуту отчаяния на бунт. Это бунт оскорблённого сердца и растоптанной души, который мы видим в эпилоге повести.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема "маленького человека" в повести Н В Гоголя «Шинель». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Шинель > Тема "маленького человека" в повести Н В Гоголя «Шинель»
Шинель

Шинель


Сочинение на тему Тема "маленького человека" в повести Н В Гоголя «Шинель», Шинель