А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М А ШОЛОХОВА - сочинение

	Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой,далеко выходящей за рамки экономические, - это была проблема впервую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянинвоспринимался как "сеятель и хранитель" родной земли, как носительвысших человеческих ценностей, природной мудрости, согласия сприродой. Российская действительность XX века поставилакрестьянство в новые условия; власть, пришедшая под лозунгом "Землю- крестьянам", во многом вернула времена крепостного права, когдамужики были прикреплены к земле и лишены возможностипользоваться плодами своего труда, а тысячи крестьянских семейвообще были уничтожены. Год сплошной коллективизации - 1929 официальные власти именовали "Годом великого перелома". Сегодняисторики добавляют к этому: "Перелома хребта крестьянства" - именнотогда все самое талантливое, трудолюбивое, жизнеспособное населениедеревень было уничтожено в ходе ликвидации кулачества как класса.В русской литературе XX века тема крестьянской судьбы складываласьочень непросто. С одной стороны писателей заставляли, обязывалисоздавать произведения о сельских жителях - это время успел застатьзастрелившийся в 1930 году Маяковский, писавший о том, что данозадание повернуться "лицом к деревне" - и поэты дружно берутся еговыполнять, вооружившись гуслями. Сам же автор поясняет, что у неголицо - одно: оно лицо, а не флюгер. Но это у Маяковского. Это - уПастернака, который, съездиив по спецзаданию в творческуюкомандировку, так и не написал о новом счастье колхозной деревни. Асколько было таких, кто написал! Известно, что только за короткийпериод 1929-34 гг. было напечатано более 300 произведений разныхжанров о коллективизации, о работе сознательных колхозников ипроисках кулаков. Строились они по строгим канонам и к реальнойкартине деревенской жизни имели косвенное отношение. Немногобыло произведений, в которых встречалась реальная картина, решалисьреальные проблемы. В их числе, например, роман В.Вересаева"Сестры", написанный в 1931 году. Он был издан в 1933 г., сразуосужден тогдашней литературной критикой за неправильную авторскуюпозицию и больше не печатался до наших дней. "Ошибочность" жепозиции автора заключалась в том, что он дал правдивые и страшныекартины раскулачивания, показал, как молодые люди, комсомольцыприезжают в деревню и по разнарядке разоряют крестьянские дома,обрекают на ссылку и гибель целые семьи, включая стариков и малыхдетей. Одна из самых страшных сцен в романе - раскулачивание семьистарого крестьянина, главная вина которого в том, что на собрании онвысказал здравую мысль - на своей земле мужик всегда будет работатьлучше, чем на общей: "Коли пашня моя, я об декретах не думаю, я наней с темна до темна работаю, за землей своей смотрю, как за глазом!".Вот за эти слова и объявлен он врагом, в его дом приходят, чтобывыгнать оттуда всю семью, отобрать нажитое - недаром старуханазывает это "дневным разбоем". Забирают все, в том числе и детскиеваленки с ноги маленького мальчика. И вот, когда сани, полныекрестьянским добром, отъезжают со двора, ребенок бежит за ними поснегу и просит отдать валенки. И смысл эта сцена обретает глубокосимволический - недаром она так врезалась в память одного изкомсомольцев, заставила его усомниться в правоте того, что они делаютв деревне.Тогда же, в 1930 г., М.Шолохов задумывает, прервав работу над "ТихимДоном", написать произведение о современности, о "перевоспитаниикрестьян в духе коллективизма", по его собственному выражению. Такначалась работа над "Поднятой целиной". Творческая история романанеобычна - две его книги были написаны в разные годы - довоенные ипослевоенные (при эвакуации погибли черновики романа). Сегодня"Поднятая целина" ставит перед читателем немало вопросов.Документально подтверждено, что правду о том, как на самом делезавоевывалась новая жизнь, писатель знал уже в начале 30-х годов,видел и то, к чему пришло крестьянство в итоге его отчуждения отземли и собственности, и все же роман его - совсем не об этом. Долгиегоды он воспринимался как классика советской литературы, написанопроизведение рукою большого мастера, но вот как соотнести сегоднято, что в нем написано, с теперешними представлениями о томпериоде, сложившимися на основании вновь открывшихся для насфактов, документальных свидетельств? Одна из попыток дать новоепрочтение роману М.Шолохова сделана автором статьи,опубликованной в 1990 году в журнале "Огонек", И.Коноваловой.Статья озаглавлена намеренно полемично: "Михаил Шолохов какзеркало русской коллективизации". Одна из идей автора в том, чтохудожник цель перед собой поставил одну, а добился другого, правдапересилила ложные установки, и вопреки им было создано достоверноепроизведение - это можно увидеть на примере образов коммунистов вромане. Точка зрения И.Коноваловой - один из вариантовсовременного прочтения произведения. Далеко не все в таком подходеубедительно. И совсем уж трудно согласиться с тем, что, например,Андрей Разметнов - это просто неумелый, едва ли не смешной человек,не способный к крестьянскому труду. Думается, что с шолоховскимтекстом не все так просто. В романе тесно переплелись как бы триустановки, восходящие к разным источникам: собственное авторскоевидение, которое позволяет ему правдиво отобразить многое из того,что творилось и в деревне и в человеческих душах: естественноенежелание отдавать нажитое добро, неограниченная власть людей,порой таких далеких от совершенстваа в нравственном смысле - как невспомнить здесь Макара Нагульнова, который угрожает крестьянаморужием и говорит о своей готовности стрелять в баб и ребятишек,если того потребует революция; другая художественная установка вромане идет от авторской же позиции, но основывается не столько нареальной картине жизни, сколько на вере в утопию общего счастливоготруда - тогда, в начале 30-х в это поверили многие, ведь сама этаутопическая мечта опиралась на мечты народные о радости общеготруда и справедливом устройстве жизни, опыт такого труда в русскойдеревне был немалый - от сенокоса до помощи всем селом припостройке дома; и, наконец, третья составляющая романа - это теидеологические догмы, которые, хотел он того или нет, обязан былотразить в романе писатель - здесь и происки врагов, наделенныхзаведомо зверскими чертами, и не менее звериный образ кулака,уморившего голодом свою мать, и мудрый секретарь райкома партии.Все эти установки, столь различные, переплетаются в романе, создаютсложный узор, в котором правда соседствует с искреннимзаблуждением автора, а реальные проблемы - с надуманными, вродеожидания Макаром Нагульиновым мировой революции. В прочтенииромана важно соблюдать принцип историзма, который многое помогаетпонять в позиции автора. М.Шолохов писал так, как видел, так, какхотел видеть, и так, как его заставляли видеть. Произведение сталосвоеобразным памятником тому времени.Сегодня мы заново переосмысливаем тему крестьянства, во многомвозвращаясь к тем традициям, которые оставил нам прошлый век - вжелании видеть в крестьянине не только кормильца и рабочую силу, нои великое нравственное начало человека, ближе всех иных стоящего кземле, к природе.Как было сказано выше, существуют различные точки зрения на романМ.Шолохова "Поднятая целина". Наиболее близка мне та, котораятрактует произведение как факт истории русской литературы XX века.Было бы совершенно неверно сбрасывать шолоховский текст "спарохода современности". Без него наше представление о темекрестьянства в русской прозе предвоенных и послевоенных лет было бынеполным. Даже те крупицы правды, которые пробились в роман черезвсе политические установки, спущенные свыше, бесконечно важны, таккак за ними - авторский талант, за ними - трагедия художника, чейталант был использован для пропаганды утопии, для оправданиянасилия и жестокости. Эта трагедия еще ждет своего исследователя. Доконца не прочтенным, не воспринятым остается роман "Поднятаяцелина". Дать ему окончательную оценку нам еще предстоит.







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М А ШОЛОХОВА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Шолохов > СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М А ШОЛОХОВА
Михаил Шолохов

Михаил  Шолохов


Сочинение на тему СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М А ШОЛОХОВА, Шолохов