А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема связи времен в произведениях Шолохова - сочинение

Социальная активность писателя общеизвестна. Об этом подробно сказано в учебнике. Не имея времени для детальной характеристики, обратимся к некоторым рассказам о его деятельности в годы войны. С первых ее дней писатель стал спецкором «Красной звезды». В очерке «В казачьих колхозах» Шолохов одним из первых поднял тему патриотических традиций. Послушаем, что говорит герой этого очерка-новеллы 83-летний казак: «Дед мой и с Наполеоном воевал и мне, мальчонке, бывало, рассказывал. Перед тем, как войной на нас идтить, собрал Наполеон ясным днем в чистом поле своих мюратов и генералов и говорит: «Думаю Россию покорять. Что вы на это скажете, господа генералы?» А те в один голос: «Никак невозможно, ваше императорское величество, держава дюже серьезная, не покорим». Наполеон на небо указывает, спрашивает: «Видите в небе звезду?»

«Нет,- говорят,-не видим, днем их невозможно узрить».-«А я,- говорит,- вижу. Она нам победу предсказывает». И с тем тронул на нас свое войско. В широкие ворота вошел, а выходил через узкие, на-силушку проскочил. И провожали его до самой парижской столицы. Думаю своим стариковским умом, что такая же глупая звезда и этому германскому начальнику привидилась, и как к выходу его наладят - узкие ему будут ворота сделаны, ох, узкие!»

Тема связи времен для Шолохова в грозные годы войны была естественной. «Раскрыл Шолохов «Войну и мир»,- пишет фронтовик Грязнов о встрече с писателем под Сталинградом,- и пишет красным карандашом: «Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть

слава Бородина вдохновит нас на ратные подвиги. Верю, реять Красному знамени над рейхстагом! До встречи в Берлине. Ваш Шолохов»… Как правофланговый, всякий раз новому пополнению, но приказу комбата, я зачитывал эти слова Шолохова и заучил их наизусть».

«Они сражались за Родину» неоконченный роман писателя, который воссоздает тяжкие дни Великой Отечественной войны,- может быть проанализирован в конце урока-обзора. Следуя за материалом учебника, расскажем о том вкладе, который внес писатель в дело борьбы за мир, в дело укрепления популярности нашей литературы, в дело становления ее метода - социалистического реализма. Цитата из известной речи писателя при вручении ему Нобелевской премии в 1965 году может быть воспроизведена по учебнику. Обратим внимание нас на особые обстоятельства произнесения речи, на ее политическую направленность. Помимо фильма «Михаил Шолохов» и фрагментов «Поднятой целины», которые есть в фильмотеках, можно обращаться и к неоднократно появляющимся и на экранах телевизоров и в прокате фильмам «Тихий Дон» (постановка С. Герасимова), «Судьба человека» (постановка С. Бондарчука), можно обратиться к альбому «М. А. Шолохов»1, в котором богато представлены и биографические материалы, и иллюстрации к произведениям, и фотографии кадров из кинофильмов, включая последний из этой серии фильм «Они сражались за Родину». На уроке можно не просто демонстрировать отдельные листы альбома, а проводить сопоставительную работу, обращаясь и к иллюстрациям и к фотографиям кинокадров: Григорий на иллюстрации О. Верейского и в кадре кинофильма (артист Глебов). Андрей Соколов (С. Бондарчук) и Андрей Соколов на иллюстрации Пинкисевича и т. п.



 
Текст «Поднятой целины» обычно знаком нам, но необходимо, максимально используя различные формы самостоятельной работы, организовать его повторное чтение. Предложим классу небольшое количество вопросов-заданий, которые предварят эту работу и направят внимание нас на наиболее существенные проблемы, в первую очередь на проблему художественного отражения социалистической перестройки деревни в условиях острой классовой борьбы. При самостоятельном чтении романа читателей часто удивляет резкая разница его первой и второй частей. Так возникает вопрос о том, что же объединяет обе части романа в одно целое. Если же при этом начинаются сомнения и споры, то можно сделать эти разногласия отправной точкой йля дальнейшей работы над текстом романа, при коллективном обсуждении вопроса, при организации семинара или даже диспута. Так, в одной из школ по инициативе читателей решался вопрос о том, как ведут себя лидеры, то есть руководители колхоза, и почему именно они стали лидерами. Новое слово помогало нам осознать сегодняшнюю остроту проблемы. Но прежде чем обратиться к анализу, проверим, как прочитан текст. Часто Читатели забывают то, что кажется им несущественным. Стоит спросить нас, с чего начинается роман, как прозвучит ответ: «С приезда Половцева». Лишь некоторые из них говорят о пейзаже и в редком классе вспомнят, что в момент приезда Половцева Давыдов уже на хуторе. Так невнимательность ученического прочтения произведения подсказывает учителю необходимость и целесообразность комментирования начала романа. «В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в затишке (если пригревает солнце) грустный, чуть внятный запах вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега из-под мертвой листвы земли…» Перед читателем «неподнятая целина»- общая атмосфера жизни донских степей и вместе с тем исполненный радости и доброжелательности взгляд автора на родную природу. Читая текст дальше, можно показать, как точны эти пейзажные описания, как тесно связаны они с развитием сюжета. Поэтические картины природы помогают увидеть неповторимую красоту донских степей, они же исподволь подсказывают читателю мысль о масштабе изображаемых событий, мощи той целины, которую предстоит поднять народу во главе с партией. «Шолохову, исследующему сознание и настроение миллионов, подошедших к новому историческому рубежу, важнее всего было выяснить, как начавшиеся преобразования согласуются с органическими началами и потребностями народной жизни»1. Поэтому необходимо обратить внимание нас на массовые сцены, романа (IV, IX, X главы 1-й части). Это и сцены собраний, и сцены раздачи кулацкого имущества, и «бабий бунт», различные народные сцены, которые помогают понять, какими трудными путями шла масса крестьянства, создавая новую жизнь. Анализ массовых сцен на уроке можно провести по такому плану: каково настроение людей, как звучит хор безымянных (а также и известных нам) голосов, как создается полифонизм его звучания, как в трагические моменты повествования врывается юмор.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема связи времен в произведениях Шолохова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Шолохов > Тема связи времен в произведениях Шолохова
Михаил Шолохов

Михаил  Шолохов


Сочинение на тему Тема связи времен в произведениях Шолохова, Шолохов