А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственная проблематика рассказов Шукшина - сочинение

Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году в селе Сростки Бийского
района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил
в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому
работал в колхозе. В 1946 году покинул родное село и переехал в Калугу. Вплоть до 1949года работал сначала слесарем-такелажником на турбинном
заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Владимере, слесарем,
разнорабочим головного ремонтно-восстановительного поезда. В 1953 году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат
зрелости. Затем приезжает в Москву и в 1954 году поступает на режиссерское
отделение Всесоюзного государственного института кинемотографии. Именно во
время учебы снялся в своей первой главной роли в фильме

М.Хуциева "Два Федора", это было в 1956 году. В этом же году был
впервые опубликован в журнале "Смена" с рассказом "Двое на телеге".
И вот с 1963года В.Шукшин - становится режиссером киностудии им.
М.Горького. Снял по своему сценарию фильмы "Живет такой парень","Ваш сын и
брат".

Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено
почетное место. Его новеллистическое творчество - явление яркое и
самобытное.

При всем многообразии жанровых форм Шукшина - есть то, что их
объединяет, - излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому
автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую
его страницу.

Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми
особенностями. Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает,
довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исследует его как
художник досконально, открывая его душевную многослойность, многогранность.

В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаимости, в
удивительном разнообразии. Интонация его произведений подвижна, богата
оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий
характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону
бытия.

Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств вырожения и
необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы
значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает
читателя более глубоким ее пониманием.

Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно
отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.

Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но
самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны.
Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно
кратки.

Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым
прибегает Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой
информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются
характеры. Язык диалога - подвижен, современен, насыщен колоритными
речениями.

Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма
повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к



 
самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств. Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью, - уж тут не упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем - все это увлекает и волнует читателя. Не "рассказы настроения" влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени. Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры. Шукшин - писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное - те черты, которые в совокупности создавали русский национальный характер. Русский национальный характер, русский народ в его историческом движении - вот что неизменно занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека. Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и развивается творчество Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, - он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу. Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей. Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнаружить в обыденном характере прорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни. Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протаптывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это - обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя. Одна из главных его тем - тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственная проблематика рассказов Шукшина. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Шукшин > Нравственная проблематика рассказов Шукшина
Василий Шукшин

Василий  Шукшин


Сочинение на тему Нравственная проблематика рассказов Шукшина, Шукшин