А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственность рассказов Шукшина "Думы" и "Дядя Ермолай" - сочинение


Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд - на пользу
обществу, труд - удовлетворение и радость.Для него это было то
миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь
писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к
труду. Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на
рассказах, в которых созданы образы трудолюбов. В рассказе "Думы" (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев.

В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни
общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз
и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война - пошел воевать.
Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой - избрали
председателем колхоза.

Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии
- слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах,
когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.
Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности
поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и
отцовские чувства, материнство в беспредельности материнства и доброты -
через них познается человек, а через него - время и сущность бытия. Пути
постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в
этом - ключ к решению древних и новых загадок жизни.
Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием
собственного жизненного предназначения. Рассказ "Думы" философски насыщен,
здесь философия становится чувством или чувство философией.
Рассказ "Дядя Ермолай" написан в 1917 году. Рассказчик вспоминал о
честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчиства,
захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту
хлебороба.

Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: "знать
надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось,
потому что с измальства труд крестьянский узнал".

В рассказах "Дядя Ермолай" и "Думы" созданы типичные народные характеры,
передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских
тружеников так же , как и всех советских людей, волнуют проблемы и
противоречия века.

"Микроскоп", "Забуксовал" и "Космос, нервная система и шмат сала".

Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит
порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают
внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие рассказы, где герой
изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье,
покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам
природы. Рассказ "Микроскоп" пронизан юмором, но в глубине его образной
системы - глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека,
и о разрушающей душу меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь
распространенной в наше время.

Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного
круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.
Можно зло посмеяться над героем рассказа "Забуксовал", который вдруг
задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в
связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?

Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе "Космос,
нервная система и шмат сала" (1966). Живет мальчик на квартире старого
одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет
десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил
десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский
институт.
Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он
Е
ст хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум
Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у
него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, - что бы стать
хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера.
Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его
пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное
представление о будущем. В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются
две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато,
но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум
зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен. Но
даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем
просыпается что-то доброе.

В рассказах Шукшина - сложная картина жизни, - за простыми реалиями
существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того
или иного произведения.

Таков и рассказ "Осенью" (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина,
несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отличающийся тонкостью
психологического письма, грустно-лирической интонацией.

Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу
Марью Ермилову, и Марья тоже его любила, - и дело шло к свадьбе. Убеждения
Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием


 
родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла... Уже была семья, детишки. А болело и болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и возненовидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи - Павел прогнал его. И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским максимализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось - все трое лишили себя счастья. Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье достижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова. Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях - в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И все свое хотение он выражал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравственны. В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах "Мужик Дерябин", "Непротивленец Макар Жеребцов", "Привет Сивому!", "Мой зять украл машину дров!", "Бессовестные". Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказа создаются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа. "Сураз", "Раскас", "Беспалый", "Страдания молодого Ваганова" - рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповторимости, самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою. Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться человеческим характерам, но и относиться к личности с уважением, считаться с нею. Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ничего загадочного, хотя переход от неистовой "циганочки" к вечному покою трагически противоестественен. Смерть - разрушение жизни, непоправимое несчастье ("Горе", "Как помирал старик", "Сураз", "Залетный", "Охота жить", "Осенью", "Солнце, старик и девушка", "Жил человек", "Заревой дождь"). Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе. Ситуации рассказов менее всего поддаются "разъяснению", они требуют объемного восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с неожиданным финалом. Внутреннее напряжение, достигнув предельно высокой точки, может разрешится драматически или комедийно. Таковы ситуации рассказов "Страдания молодого Ваганова", "Версия", "Хахаль", "Вянет пропадает", "Бессовестные" и д.р. "Сатира Шукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитичность, динамизм, конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены во внешним рисунке характеров. Их нужно искать в природе внутренних изменений, в сути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам персонажей." Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия или в финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина, логика развития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения собственной несостоятельности, своей отрицательной сущности - в самооправержении. Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персоонажей. В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирался на традиции классики. Творчество В.Шукшина я попыталась представить в свободном, естейственном движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях. Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняющегося содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жизненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда, на высшей ступени, наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это - сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная. Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности - это и многое другое роднит творчество Шукшина с читателем.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственность рассказов Шукшина "Думы" и "Дядя Ермолай". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Шукшин > Нравственность рассказов Шукшина "Думы" и "Дядя Ермолай"
Василий Шукшин

Василий  Шукшин


Сочинение на тему Нравственность рассказов Шукшина "Думы" и "Дядя Ермолай", Шукшин