А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Пересказ рассказа Шукшина «Чудик» - сочинение

Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека - его нравственных идеалах, чести, долге, совести. В его произведениях одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых “чудиков”, стремящихся постичь движения собственной души, смысл жизни. Таков главный герой рассказа “Чудик”. Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, “правильных” людей. Этот прием помогает проявить лучшие его человеческие качества: правдолюбие, совестливость, доброту. Рассказ построен в форме изложения событий, случившихся во время отпускной поездки Чудика к брату на Урал. Герой собирается в дорогу, покупает подарки племянникам, и тут происходит эпизод, в котором раскрываются прекрасные свойства его души: честность, скромность, застенчивость.

Чудик глянул, “…а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая “бумажка”. Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить “бумажку” или объявить всем о находке и отдать ее владельцу, ведь она, “этакая зеленая дурочка лежит себе, никто ее не видит”. Употребляя по отношению, к неодушевленному предмету слово “дурочка”, Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что никто, кроме него, не видит “бумажку”. При этом главный вопрос - как поступит Чудик - остается пока открытым. Чудик объявляет всем о своей находке. Хозяина потерянной пятидесятирублевки не оказалось, и ее решили положить на видное место на прилавке. Герой выходит из магазина в приятнейшем расположении духа. Он доволен собой, тем, как это у него легко, весело получилось. Но тут обнаруживается, что найденные деньги принадлежали… ему самому: “Моя была бумажка-то! - громко сказал Чудик.

    * - Да почему же я такой есть-то?” - вслух горько рассуждал Чудик. Совестливость, стеснительность героя не позволяют ему протянуть руку за проклятой бумажкой, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома ему предстоит объяснение с женой.

Показательно, что автор и в собственном повествовании, и в речи Чудика называет пятидесятирублевку не иначе как бумажка, тем самым подчеркивая пренебрежительное к ней отношение. В этом, на первый взгляд незначительном, эпизоде проявляется взгляд Шукшина на одну из важнейших проблем духовной жизни человека - мещанское накопительство.

Однако своего героя автор отнюдь не идеализирует. Идеализация противоречит самой сути творчества Шукшина, для которого высшей мерой художественности было стремление говорить обо всем просто и прямо. Чудик - человек рассеянный (потеря денег), может показаться невоспитанным (назойливое приставание с разговорами к незнакомым людям), достиг не самых больших высот грамотности и т. д. Но все перечисленные недостатки героя представляются незначительными по сравнению с его “светлой душой” (один из своих рассказов В. М. Шукшин так и назвал “Светлые души”). А то, что побуждают его совершать странные поступки мотивы положительные, некорыстные, делает простительной даже чудаковатость, мнимую или подлинную.

Характерным для творчества писателя является раскрытие лучших моральных качеств персонажей в моменты тяжелых испытаний, выпадающих на их долю. Автор ставит своего героя, человека доброго и совестливого, в условия, требующие всех душевных запасов добра и стойкости, чтобы не сломаться, не разувериться, видя, что ультрасовременная нахрапистая дрянь якобы и есть лицо нашего времени, а совесть и порядочность будто бы безнадежно устарели.

Несмотря на свою “простоту”, Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни “прав, кто умнее?” И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, “чудиком”.

Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. “Нравственность - есть правда”, - так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была.

В рассказе «Чудик» Шукшин с легкой иронией описывает чудаковатого, доброго селянина, с которым «постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные».



 
Получив отпуск, Чудик хочет поехать и повидаться с братом. Но в первый же день с ним случается неприятность - в магазине он нашел полтинник, не зная, что это его деньги, отдал продавщице; когда обнаружил пропажу, стыдно было идти и доказывать, что это его деньги. «Моя была бумажка!» -ругает себя Чудик, но ничего поделать уже нельзя - поздно. Так и пришлось возвращаться домой, а как гордился собой в магазине, когда, подняв деньги, сказал: * - У нас, например, такими бумажками не швыряются… Жена от обиды даже пристукнула его шумовкой по голове. Но к брату все же поехал (сняли с книжки еще пятьдесят руб-1лей). В дороге Чудику очень хочется общаться с попутчиками, но почему-то не клеится у них разговор. Видно, недостаточно умен его разговор для соседей. Поведал Чудик деревенскую историю, поучительную, на его взгляд, но сосед строго спросил: * - Сам придумал? - отвернулся к окну и больше не разговаривал. Чудику непонятна та реакция, которую он вызывает у людей. Ни Чудику, ни его брату Дмитрию невдомек, почему Софья Ивановна, сноха, так злобствует на родственника. Он расписал детскую коляску, хотел угодить снохе. Но его «художества» явились последней каплей, переполнившей чашу терпения Софьи Ивановны, она фактически выгоняет деверя из дома. Шукшин устами своего героя вопрошает: * - Не понимаю, почему они стали злые? Откуда в людях это озлобление против всех и вся, а главное, к своим близким. Все свои невзгоды и огорчения, неудачи по службе и разочарования несут они домой и вымещают на родных, с которыми делят кров и хлеб. Писатель идеализирует своего героя, показывает его бескорыстным и незлобивым, простым деревенским мужиком, всю жизнь прожившим в деревне, где воздух, по его собственному признанию, «обмоет тебя всего». Вероятно, от приволья и несуетной жизни нет в нем обиды на людей, нечего вымещать на них. В конце рассказа Шукшин дает удивительно краткую, но лаконичную характеристику Чудика: «Звали его - Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». Шукшин любуется немудреным человеком, ничем, казалось бы, не выделяющимся, но живущим в ладу с собой и окружающей природой. Людей раздражает его доброта и открытость, он не такой, как все, поэтому отвергается обществом. Но именно в простоватости и самобытности Шукшин видел ценность этих людей. Писатель подводит нас к мысли, что не вина этих героев, что они становятся изгоями в современном обществе. Это наша беда, что мы отвергаем лучшее, что есть вокруг.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Пересказ рассказа Шукшина «Чудик». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Шукшин > Пересказ рассказа Шукшина «Чудик»
Василий Шукшин

Василий  Шукшин


Сочинение на тему Пересказ рассказа Шукшина «Чудик», Шукшин