А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Отображение народной поэзии в поэме «Кому на Руси жить - сочинение


Некрасов широко использовал в поэме постоянные эпитеты, взятые из народной поэзии и широко вошедшие в обиходный язык крестьянства. В поэме мы найдем множество ходких в фольклоре постоянных эпитетов, прикрепленных к людям, животным, предметам, явлениям природы, психологическим состояниям, социально-бытовым фактам. Приведем некоторые: волки серые, солнце красное, звезды частые, тени черные, гадами ползучими, зверями быстроногими, зайка серенький, лисица хитрая, воску ярого, дорогу дальнюю, эхо гулкое, сыра земля-кормилица, тело белое, море синее, ветры буйные, борзый конь, удаль молодецкую, змеями подколодными, писаная, кралечка, наливная ягодка, леса дремучие, лето красное, горькой доле, туча черная, горе лютое, с ясным месяцем, водой студеною, буйную голову, думы черные, белым лебедем, лютый зверь, сизым голубем, речку быструю, черные вороны, очи-то ясные, широкий путь, булатным ножом, богатырским сном и др.

Широко используя постоянные эпитеты и традиционные сравнения, Некрасов отражает специфику народного образно-речевого склада, дает стилизацию устных поэтических произведений в лучшем смысле этого слова.

Что касается оригинальных эпитетов, определяющихся особенностями индивидуального стиля Некрасова, то они в поэме, как правило, имеют ярко выраженный социальный характер.. В них передана ненависть поэта к угнетателям трудового народа и ренегатам и его горячая любовь к народу.

Динамизм, экспрессия, конкретность, отточенность и даже некоторая резкость характеризуют в равной степени все семантические приемы Некрасова, в том числе и эпитеты.

В полной согласованности с общим идейным тоном поэмы» ставящей вопрос о крестьянской жизни в пореформенной России, даны эпитеты, говорящие о том, что о крестьянском счастье речь может идти только в ироническом смысле: оно «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», да и вообще все крестьянство «страдное», по нем «обиды смертные прошли не отплаченные».



 
О жизни крестьянства красноречиво говорят и названия деревень, губерний и волостей — Подтянутая, Пустопорожняя в др., представляющие метафорические эпитеты. Безотрадная жизнь Матрены Тимофеевны, в истории которой обобщается судьба русской крестьянки, с достаточной определенностью отмечена эпитетами: «многострадальная», «много-кручинная»; «нет косточки неломанной, нет жилочки нетянутой, кровинки нет непорчеиной...». Да и вообще женщины-крестьянки — «печальницы и рабыни». Если одна группа эпитетов служит Некрасову для подчеркивания страданий, терпеливости и горя крестьянского, то другая группа эпитетов обозначает затаенную ненависть к угнетателям, зреющую революционность крестьян. Матрена Тимофеевна говорит об обидах «смертных», «кеотплаченных»; она заявляет с чувством собственного достоинства: «я потупленную голову, сердце гневное ношу»; Яким Нагой сравнивает душу крестьянскую с «грозной» к «гневной» тучей. Волнующую лирическую окраску придают стиху эпитеты» когда поэт говорит о крестьянской песне, которая так полно отражает разнообразные настроения и переживания народа. Некрасов называет песню то «родной», «печальной», «рабской», то «удалой», «согласной», «широко.» и «вольно» катящейся в «горластой» и «праздничной» толпе, то, наконец, передает свои мечты о том, чтобы загорелась песенка «веселая» и «ясная», «как вёдреный денек». Как прилагательными, так и существительными выражаются эпитеты оценочные, при помощи которых поэт отмечает типические черты героев. Так, например, Клима, фиктивного бурмистра князя Утятина, он характеризует посредством резких и экспрессивных эпитетов: «Клим, мужик отчаянный», «холуй чувствительный», «бесшабашный», «бессовестный», «пьяница», «бродяга», «коновал», у Клима «совесть глиняна», Агап Петров — «мужик сырой, особенный», «грубый», «непокладистый». Идейно-эмоциональное отношение Некрасова, выраженное подбором соответствующих эпитетов, особенно выразительно, когда поэт говорит о враждебных народу социальных категориях — барине, управителе, попе, купце, чиновнике или об изменниках классовым крестьянским интересам: барин Шалашпиков — «собачий сын», управитель Фогель ■— «шельмец», «душегуб»; помещик Поливанов — «жесток», «жадный», подрядчик — «проклятый», Глеб — «окаянный», помещики — «прохвосты». Несмотря па обилие и многообразие функций, эпитеты в поэме.все же не отличаются такой оригинальностью и выразительностью, как сравнения; среди изобразительных средств поэмы они стоят на втором плане. Преобладают среди них постоянные эпитеты и определения. Этот факт объясняется не только индивидуальными особенностями стиля Некрасова, склонностью его к сравнениям, но и тем, что в живой крестьянской речи сравнения более употребительны, чем эпитеты. Поэтический язык Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» свидетельствует о высоком мастерстве певца революционного крестьянства, о подлинном его новаторстве. Учась литературному мастерству у лучших своих предшественников, черпая материал из сокровищницы устного народного творчества. Некрасов сознательно отталкивается от литературных штампов я становится на путь создания такой системы художественных образов, которая органически вытекала из нового содержания его революционно-демократической поэзии.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Отображение народной поэзии в поэме «Кому на Руси жить. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Кому на Руси жить хорошо > Отображение народной поэзии в поэме «Кому на Руси жить
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо


Сочинение на тему Отображение народной поэзии в поэме «Кому на Руси жить, Кому на Руси жить хорошо