Ярким доказательством этого является прекрасная поэма Т. Г. Шевченко, эта сатира огня на захватническую колониальную политику царской России под названием “Кавказ”. В поэме Т. Г. Шевченко оплакивал не только смерть своего друга Якова де Бальмена, но и грустную судьбу угнетаемых горцев, вольнолюбивых кавказцев, которые не хотели добровольно идти в Россию, в эту лицемерную тюрьму народов, где “от молдована до финна на всех языках все молчит, потому что благоденствуют”. Не хотели горцы присоединяться к стране тиранов и человеконенавистников, к стране с морально деградированной правящей верхушкой, содержанием жизни которой была жажда к наживе. Эти “пустословы и лицемеры Господом проклятые!” лишь на словах исповедуют божьи заповеди любить брата, а на деле дерут с него три шкуры.
Вы любите на брате
Шкуру, а не душу!
Да и лупите по закону, —
смело бросает гневные обвинения поэт.
Что же могло дать свободному народу это загнивающее общество? Разве что “тюрьмы сооружать, кандалы ковать, как и носить! …и как плести кнуты узловатые”. Вспоминается и “Сибирь непроходимая” как место ссылки тех, кто против воли царя. И вот этой темной и страшной силе вынуждены были противодействовать народы Кавказа с единственным желанием не потерять волю и не угодить в рабство. Именно за это автор глубоко симпатизирует горцам, веря в их победу:
И вам слава, сыны горы
Льдом закованные
И вам, рыцари великие
Богом не забытые.
Боритесь — поборете
Вам бог помогает!
При вас правда, за вас слава
И воля святая!
Стойкость народа, его могучую сплоченную силу, его непокоренность Тарас Шевченко воплощает в образе Прометея, который, кстати, по мифам, и был прикован Зевсом к Кавказским горам. Орел же ассоциативно напоминает двуглавого орла самодержавия. Но не сковать живую душу горцев. Народ, который хочет воли и борется за нее, — бессмертен! Это дает полное право заявлять автору:
Не умирает душа наша
Не умирает воля.
Наша? Нет, Т. Шевченко не обмолвился, потому что имел в виду и свой украинский народ, и все другие угнетенные народы России, к какой бы нации они не принадлежали, потому что слез здесь пролито столько, что
… напоит
Всех императоров бы могли.
С детьми и внучками утопить
В слезах вдовьих. А девичьих
Пролитых тайно среди ночи!
А материнских горячих слез?
А отцовых, стариков, кровавых
Не реки — море разлилось
Море огня!
Как ни тяжело Прометею, как ни тяжело народу-мученику, но важнее всего то, что он готов разорвать кандалы, а не прозябать в рабстве. Вот на что акцентирует внимание автор знаменитой поэмы. Хотя этот непокоренный прометеевский огонь свойственен не только поэме “Кавказ”. Он вообще является существенной составляющей частью стихотворения Шевченко, является его душой, сутью. Потому что это не просто стихотворение, а исторические документы тех времен. Талант Шевченко многогранен: он был и глубоким лириком, и творцом бессмертных лиро-эпических и эпических поэм. Шевченко является автором многих драгоценных жемчужин лирической поэзии. Многие его стихотворения пошли в народ, стали народными песнями.
Свои стихотворения он называл “думами”, указывая этим словом на родство их с народной поэзией. “Думы” выражают заветные помыслы и стремления. Поэтическое слово автор назначает для трудящихся Украины. Призвание Шевченко видит в том, чтобы быть народным поэтом, ведь и своему сборнику он дал название “Кобзарь”, подчеркивая этим органическую связь его с народной поэзией. Единение поэзии и фольклора особенно выразительно подчеркнуто в образе Перебенди. Это образ не только народного певца, кобзаря, но и вдохновенного поэта. Народный певец Перебендя — старый, слепой носитель народнопоэтических традиций.
Он тесно связан с массами. Поет девушкам на выгоне, парням на шинке, женатым на пире, на базаре и тому подобное. Люди любят его песни, потому что они разгоняют тоску, являются проявлением народных взглядов на общественную и семейную жизнь.
В то же время Перебендя наделен и чертами романтичного поэта. Он, как дважды подчеркнуто в стихотворении “химерный”, то есть странный. “Запоет, засмеется, а на слезы пробудит”, “Запоет свадебное, а на печаль пробудит.” Перебендя наделен чрезвычайными способностями, он “все знает”, “все слышит”, его мысль пытается проникнуть в тайны вселенной, она “край света на туче”. А в часы творческого вдохновения он убегает от людей и свои задушевные песни поет “в степи на могиле, чтобы никто не видел”, “чтоб люди не слышали”.
В степи на могиле, чтобы никто не видел
Чтобы ветер по полю слова развеял
Чтобы люди не слышали…
О роли поэта в жизни народа идет речь не только в стихотворении “Перебендя”, а также и в других произведениях: “На вечную память Котляревскому”, “К Основьяненко”, “Гайдамаки”.
В стихотворении “На вечную память Котляревскому” соловей-поэт распевает для сирот, девушек, и от его щебета “сохнут мелкие слезы”. В другом стихотворении поэт мечтает писать так, чтобы на “весь мир услышали”. В “Гайдамаках” кобзарь поет в боевых рядах повстанцев, вдохновляет их на освободительную борьбу, его песни ведут народных мстителей вперед. Это кобзарь Валах. Певец, который выражает взгляды и стремления народа. Репертуар его, как и Перебенды, очень широкий, о чем свидетельствует разговор гайдамаков: “А мудрено поет! Как не послушаешь, все новую”. В своих песнях Валах прославляет борьбу, которую вел народ в прошлом против турков и татар, против польской шляхты. Песни Валаха обращены не только в прошлое, а воспевают и современную ему борьбу, участником которой является он сам, прославляет вожака повстанцев Максима Зализняка. Появившись за несколько часов до начала восстания, кобзарь сопровождает гайдамаков в боях, поет им песни, вдохновляя на подвиги. Образом кобзаря Шевченко подчеркивает связь поэзии с жизнью и борьбой народа, великую силу песни.
Образ Валаха реалистичен, взят из действительности. В объяснениях Шевченко засвидетельствовал: “За гайдамаками ходил кобзарь; его называли слепым Валахом. (Дед рассказывал)”. Участие в восстании 1768 года народных певцов и музыкантов, которые исполняли роль вдохновителей, подтверждается историческими данными. Да, в селе Кодни вместе с крестьянами, которые восстали, были казнены трое кобзарей и один скрипач. Около Канева казнен бандурист Грицко Кобзарь. Валах из “Гайдамаков” был типичным для того времени. Поэзия для Шевченко очень дорога: это цветы его души, это родные дети его сердца. Тема роли поэта в общественной жизни многими аспектами перекликается с этой же темой в творчестве Пушкина. Молодой Шевченко формировал свои взгляды на поэта и поэзию под воздействием передовой русской, украинской и польской литературы.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поискомВ нашей базе свыше 20 тысяч сочинений Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Образ народного певца в поэзии Т Г Шевченко. Поищите еще с сайта похожие.
|