А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема добра и зла в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение

М. А. Булгаков считал роман «Мастер и Маргарита» своим «главным посланием человечеству, завещанием потомкам». Его жизнь и творчество пересекли три исторических события, не оставивших его равнодушным. Это был человек сложившийся, определенных эстетических взглядов и политических воззрений. Социалистическая революция в России, вызвавшая гражданскую войну, а затем трудные годы становления советской власти нашли отражение в его творчестве. Полет творческой мысли писателя не имел ограничений. Действительность в его произведениях переплетается с чудесным, фантастикой, благодаря чему получаются шедевры, которыми мы восхищаемся до сих пор. Авторская концепция устройства мира, бытия, моральные общечеловеческие ценности лежат в основе совершающихся событий.

Вся русская литература так или иначе затрагивает один из главных вопросов философии, касающийся проблемы добра и зла и свободы их выбора человеком. Считалось, что и добро, и зло существуют независимо от воли человека как абсолютные и противоположные понятия. М. А. Булгаков неопровержимо доказал своим романом, что эти понятия тесно связаны и возобладание одного над другим определяется только сознательным выбором человека.

Эта философская мысль писателя предписывала обоим понятиям существование только в состоянии равновесия. Именно для того чтобы доказать, что они не имеют временных и пространственных ограничений, писатель использует два временных слоя. М. А. Булгаков рассказывает о силе добра страницами произведения Мастера, а Воланда отправляет в современную Москву. Если мы можем без труда понять страницы, посвященные жизни и смерти Иешуа Га-Ноцри, то образ Воланда вызывает некоторые осложнения. Нельзя четко и определенно сказать, что он является воплощением зла. Это было бы не так, как у автора. Воланд — более сложная личность. Сам о себе он может сказать словами Мефистофеля из «Фауста» И. В. Гете: «Я — лишь части часть, которая и была в начале всей той тьмы, что свет произвела». В романе М. А. Булгакова Воланд и есть сама жизнь, выражение ее изначальной сущности, самой диалектики жизни. Поэтому он так монументален, абсолютно беспристрастно относится к добру и злу. Он-то знает, что жизнь и состоит из сплетений того и другого начал. Они просто существуют как данность. И только люди способны придать им черты зла или добра как таковых. Именно его образ, объединяясь с образом Иешуа, обнажает вечную связь романа с библейской и западноевропейской литературой. Об этом можно написать не одно сочинение.

Как появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке, вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа, отрицают его божественность и само его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и дьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то есть Воланд) существует, потому что Христос есть (в романе — Иешуа Га-Ноцри), а отрицать его — значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса.

Другая же заключается в том, что Воланд — это на самом деле «...часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Совершенно ясно, что Воланд — это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключается в выявлении злого начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло, он видит, что творить уже нечего, поскольку зло и так заполонило город, проникло во все его уголки.



 
Воланду оставалось только смеяться над людьми, их наивностью и глупостью, их неверием и пренебрежительным отношением к истории, и задача Воланда заключалась в том, чтобы убрать из Москвы Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате. А что же Иешуа? Он говорил, что все люди добрые и что когда-нибудь на Земле настанет царство истины. Безусловно, в романе он и есть воплощение того идеала, к которому нужно стремиться. Иешуа совершил жертвенный подвиг во имя истины и добра, а Пилат страдал и мучился «двенадцать тысяч лун», пока Мастер не дал ему прощения и возможности договорить с Га-Ноцри. Возможно, писатель сделал Иешуа героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно и может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру, чего так не хватало большинству жителей Москвы 1930-х годов. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства, достойным если не света, то покоя. И это доказало, что Воланд не имеет власти увлечь в преисподнюю тех, кто стремится к истине, добру и чистоте. Считается, что главное занятие Сатаны—неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но, внимательно вчитавшись в роман, можно убедиться, что для этого Воланд слишком гуманен. Возможно, Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель — установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра и зла. Он как Великий Инквизитор стоит над миром и судит строго и беспристрастно. Напрашивается вывод, что «нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Вопанд оказывается карающим мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра». Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда — это не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью. Каждый человек предстает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но большинство людей следуют не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи. А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего людей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал, что каждый человек творит свою судьбу сам и только от него зависит, добрая она будет или злая.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема добра и зла в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мастер и Маргарита > Тема добра и зла в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»
Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение на тему Тема добра и зла в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита», Мастер и Маргарита