А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мастерство сатирического изображения в комедии Н В Гоголя «Ревизор» - сочинение

Над нашей отечественной действительностью кто только не смеялся. И заезжие аристократы, и русские мужички, почитавшие за счастье обмануть глупого барина, и великий историк Карамзин, определивший состояние дел в России одним словом: «Воруют». И, конечно же, русские писатели, видевшие общественные язвы лучше других. Но их смех был иным. Это был смех «сквозь невидимые миру слезы».

Николай Васильевич Гоголь, пожалуй, одна из самых трагических фигур в русской литературе.. И он же подарил своим читателям небывалое количество смеха. Парадокс? Наверное. Но не для России. Ибо у нас люди, умеющие видеть самые катастрофические глубины бытия, способны смеяться над всеми уродствами жизни столь заразительно, что это вряд ли кого оставит равнодушным.

Комедия «Ревизор»... Посмотрев ее, государь Николай Павлович сказал, что в этой «пьеске» всем досталось, а ему— больше всех. Таким образом, Николай I, которого долгие годы называли душителем свободы, признал себя ответственным за все, что происходит в России. А происходило много неприятного: и чванство начальственное, и взяточничество, и холуйство.
Все это в комедии Гоголя «Ревизор» нашло свое отражение. История «Ревизора» началась с анекдота об одном чиновнике, которого приняли за высокопоставленное лицо. Ее рассказал писателю А. С. Пушкин. И вот в 1835 году Гоголь берется за перо и пишет своего «Ревизора» в течение трех месяцев. А уже в 1836 г. пьесу поставили в Александринском театре. 

Благодаря этой комедии Гоголь вошел в литературу как драматург-новатор. Он первым показал в сатирическом свете русскую действительность. Цель ее — высмеять пороки общества, показать социальный конфликт. Сама комедия — произведение критического реализма, эпохи 1830-х гг., в ней показано то, что называется «типическим характером в типических обстоятельствах». В комедии выделяют два конфликта: между народом и властью и между ревизором и чиновниками.

Все начинается с того, что Городничий получает письмо от приятеля, которое он зачитывает в первой сцене. Предупреждая его о приезде ревизора, он пишет, что Городничий не упускает того, что плывет ему в руки, потому что он умный человек: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким водятся грешки, потому, что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки». Городничий берет взятки и даже обложил местных купцов налогом.
Остальные уездные чиновники тоже нечисты на руку, только каждый пользуется своим положением. Например, судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки исключительно борзыми щенками, за что его прозвали вопьнодумцем. 

У всех, как говорится, «рыло в пушку». Надзиратель над богоугодными заведениями Земляника, по определению автора, проныра и плут, а, по мнению Хлестакова, «совершенная свинья в ермолке». Ему безразличны судьбы людей, попавших в его заведения: «Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Смотритель училищ Хлопов патологический трус и тоже нечист на руку. Почтмейстер Шпекин — большой охотник до чужих писем и «пьет горькую». Помещики Бобчинский и Добчинский откровенно глупы и отъявленные сплетники. Брать взятки стало привычным делом в этом уездном городе. Но тут же возникает вопрос: только ли в таком вот захудалом городишке процветает взяточничество? Нет, ведь недаром Гоголь не называет конкретный город, тем самым подчёркивая, что подобное происходит по всей необъятной стране.



 
Стоит пи удивляться тому, что вся эта компания готова была принять за ревизора (а иначе говоря, за карающий меч правосудия) любого, даже такого пустого человека, как Хлестаков. Тот и сам ведь Посчитал себя важной птицей после приема, оказанного ему городскими властями. Подобная ситуация возникла из-за боязни чиновников уездного города быть уличенными. Не зря в своем письме к Гоголю великий критик В. Г. Белинский писал, что все герои комедии напоминают некую организацию воров и грабителей. В сцене вранья Хлестакова сатирически изображается жизнь Петербурга. А затем эта картина повторена в речах Городничего, возомнившего себя тестем важной персоны. Гоголь доводит мечтания Хлестакова и Городничего до абсурда: один рассказывает, как управлял департаментом, написал множество известных литературных произведений, что он с Пушкиным «на дружеской ноге», что его дом самый известный и в передней у него толкутся князья и графы, что во дворец «всякий день» ездит. Фантазии Городничего и его жены скромнее: они хотят иметь первый дом в Петербурге, а Городничий — орден, хотя и непонятно, за какие заслуги. И действительно, в Петербурге многие вели подобную жизнь. То, что является фантазиями для героев пьесы, — реальность для многих петербуржцев. Таким образом, перед нами предстает вся Россия в сатирическом изображении, в этом зеркале, где каждый может узнать себя. Сатира присутствует не только в сюжете, ее можно встретить в фамилиях персонажей пьесы, которые в большинстве своем являются говорящими. К сожалению, следует признать, что российская жизнь во многом осталась прежней (вплоть до негодования властей по поводу пишущей братии). Вспомним раздражение Городничего по поводу репортера Тряпичкина, которому Хлестаков адресовал письмо. Сильна инерция русской жизни. И традиции (не всегда хорошие) весьма живучи. Нельзя поручиться, что и в наши дни к каком-нибудь губернатору или градоначальнику не заявится неизвестный человек в партикулярном платье, которого примут за начальника из столицы. Пьеса Гоголя «Ревизор» вызывает смех, только смех этот сквозь слезы. «Чему смеетесь?— над собой смеетесь!..» Горько было видеть драматургу, как великая держава все больше погрязает в бюрократии и взяточничестве. Он поставил пёред собой цель сорвать маски с «благонамеренных лиц», только не всем это пришлось по душе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мастерство сатирического изображения в комедии Н В Гоголя «Ревизор». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ревизор > Мастерство сатирического изображения в комедии Н В Гоголя «Ревизор»
Ревизор

Ревизор


Сочинение на тему Мастерство сатирического изображения в комедии Н В Гоголя «Ревизор», Ревизор