А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии «Ревизор») - сочинение

Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русской чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта.
Н. В. Гоголь — А. С. Пушкину. 7 октября 1835 г.

Интерес Гоголя к театру возник еще в детские годы, в Нежинской же гимназии он сам в качестве актера великолепно, по отзывам соучеников и преподавателей, исполняет роли стариков и старух: Простаковой из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» и няни Василисы из басни И. А. Крылова «Урок дочкам».

В то время, когда репертуар русских театров состоял в основном из переводных пьес, развлекающих публику, или мелодрам нелепого содержания, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин ведут постоянную борьбу за русского зрителя, за обновление театра. Присоединился к ним и Гоголь.

Классическая комедия, предполагавшая непременное наличие положительных героев, которые объяснят зрителю, кто плох, кто хорош, чьи речи полны нравоучений, а развязка пьесы содержит обязательное наказание порока, не устраивала Гоголя. Он хотел показать зрителю «нашу жизнь, наши характеры, наших плутов и чудаков», показать смешно, ярко, образно, не прибегая к искусственному продвижению сюжета, иными словами, Гоголь хотел написать реалистическую комедию, взяв сюжет и героев из жизни. При этом они должны быть смешны, и юмор должен быть глубоким, проникающим в душу, таким, чтобы, отсмеявшись, зритель понял, что не так уж и смешно то, что он увидел.

Гоголь считал, что не только книга, но и театр могут воспитать человека: «Театр — великая школа, глубоко его значение. Он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное привычек и пороков, высокотрогательное достоинств и возвышенных чувств человека».
В основе сюжета «Ревизора» лежит вечная для России тема— тема должностных злоупотреблений, взяточничества, продажности чиновников. Живые образы Городничего и его окружения, талантливо нарисованные Гоголем, позволяют оставаться этой пьесе на сцене и в настоящее время.


 
В литературе и до Гоголя писали об этом. Сатирическая комедия В. В. Капниста «Ябедник», значительно урезанная цензурой, но все же увидевшая сцену в 1798 г., пьесы Д. И. Фонвизина, басни И. А. Крылова, комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова вывели на свет череду образов, узнаваемых зрителем, вызывая смех и отвращение одновременно. «Класс искусственный, необразованный, голодный, не умеющий ничего делать, кроме «служения», ничего не знающий, кроме канцелярских форм, он составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующее в судах и полициях и сосущее кровь народа тысячами ртов, жадных и нечистых... Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его», — писал А. И. Герцен в книге «Былое и думы». В чем же Гоголь пошел дальше своих предшественников? Он сумел широко охватить жизненные явления, действие пьесы стремительно развивается, в ней сконцентрированы нелепые положения, в которые попадают герои. Гоголь смело использует гиперболу — хлестаковские «тридцать пять тысяч курьеров» вызывают у зрителя не улыбку, а громкий смех. Нет в «Ревизоре» и положительного героя: каждый по-своему плох... Впервые в русской драматургии Гоголь использует прием двойного видения: Городничий и другие чиновники городка видят во вновь прибывшем ожидаемого ревизора и ведут себя соответственно такой ситуации. «Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам. ...Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные ...богоугодные заведения — и потому... сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», — советует Городничий смотрителю богоугодных заведений Аммосу Федоровичу. Кроме «приведения в порядок» присутственных мест, почты и «позаботиться насчет учителей», каждый из чиновников приходит к одной и той же мысли — дать проезжающему взятку. Все действия их направлены на то, чтобы сохранить свое место, и судят о проезжающем они по себе. Зритель же относится к Хлестакову с недоверием, а чуть позже и вовсе узнает из речи Осипа, что «добро бы в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой». Чем дальше движется действие, тем сильнее становится смех — комедия положений перерастает в комедию характеров. Позаботившиеся о хорошем к себе отношении ревизора чиновники, Городничий, мечтающий стать когда-нибудь генералом, оказываются в пьесе одураченными. Немая сцена — замершие в самых разнообразных позах чиновники с лицами, выражающими всю гамму чувств, — заставляет зрителя задуматься над тем, что он увидел. Гоголь всегда был чуток к народному слову. Продолжая традиции Д. И. Фонвизина, писатель дает своим героям «говорящие» фамилии. Аналогично Простакову и Скотинину в «Недоросле» у Гоголя возникают Сквозник-Дмухановский, Земляника и Люлюков, Растаковский, Свистунов, Пуговицын — за каждым именем стоит полноценный образ. Комедия отразила современную Гоголю действительность: мир провинциального городка, все классы общества от чиновничества и дворянства до помещиков, купцов, мещан, слесарши, лекарей, полицейских и слуг, полностью подтвердив предпосланный ей эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Выхваченные писателем из гущи жизни образы — глуповатый, но ловкий Хлестаков, ставший благодаря всеобщей панике важной персоной, простодушно читающий чужие письма почтмейстер Шпекин, бестолковый и любопытный Бобчинский, мечтающий, чтоб «вельможи разные» знали о его существовании, пустая провинциальная кокетливая жена Городничего — все они до одного отрицательные персонажи — слепок уродливого общества николаевской России. Подвести итог можно словами В. Г. Белинского: «В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии «Ревизор»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Ревизор > Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии «Ревизор»)
Ревизор

Ревизор


Сочинение на тему Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии «Ревизор»), Ревизор