А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Желтый князь» символ зла демонской силы голода тоталитаризма - сочинение



Создается такое впечатление, что В. Барка, работая над произведением, все продумал, все предусмотрел, потому что даже фамилии персонажей являются достаточно символическими: Катранник («катран»— лечебное растение, которое росло в степях и использовалось в качестве горчичника), Кайданец — от, «кандалы», Кантарик — «кантар» — диалектное «уздечка», Вартимец — от «стража», потому что председатель колхоза; Безродный— хоть имеет жену и детей, но не имеет убежища духовного, потому что стал безбожником, Отроходин — что-то от русского «отродье», Шкирятов напоминает слово «скалиться» - «смеяться со злом». Остроту трагедии воспроизводит и новый крестьянский календарь: «Теперь месяцы новые — вчера нам сосед говорил… декабрь… трупень… январь… могилень… сентябрь… разбоень, потому что грабили всех, октябрь — худень, а ноябрь — пухлень… февраль—людоедень, март — пустырень, апрель — чумень». Так мир, который всегда нес радость хлеборобу, который жил в извечной гармонии с землей, превратился в зону смерти.

Роман интересен не только своей исторической правдивостью, но и глубиной морально-этических и философских проблем: например, можно ли все действия человека оправдать экстремальностью ситуации (забрать хлеб у мертвого человека, убить и съесть суслика, скворца, воробьев, собак, отогнать более слабого), — ведут эти поступки к разрушению своей внутренней сущности? Автор не морализирует, не дает буквальные ответы, он принуждает думать самостоятельно, просто описывая события: Андрей «… отрезает ломоть и жует быстро… и опять жует. Но чувствует странное стеснение: подводит председателя и мгновенно смущается: поблизости летняя женщина стоит и наблюдает, как он ест… Аж черная: высохла от голода. Стоит и всеми глазами смотрит на суслика, будто завороженная. Ни слова не говорит. Тень — и нечего. Парню стало так нехорошо, что он впопыхах сложился и пошел. Оправдывался в уме, мол, теперь «каждый — себе». Однако через минуту стало еще хуже, аж похолодело едкостью на сердце! Он оглянулся… Где стояла женщина, там и застыла… не зовет, не просит. Лишь смотрит вслед: Вернулся парень к угасшему костру, отделив часть суслика и положив на бумагу, протянул женщине; «Тетенька, возьмите!» И мы понимаем, что Андрей не мог поступить иначе, потому что такая этика его поведения коренится в извечной украинской «семейной педагогике», которая базируется на глубоком уважении к человеку, на законах христианской морали. Возрождение души мальчика, измученного голодом и потерей матери, наступает тогда, когда он начинает замечать красоту: «Однажды утром парень шарил между бурьянами в усадьбе, ища остатки старого огорода. Среди зарослей, среди бурьяна — уродливого и жестокого — увидел цветы: с белыми лучиками вокруг охристых глазок посередине».

 
Его сердце не безразлично к красоте, а следовательно и к жизни. И это предвещает возрождение. «Именно в описании бессмертия гармоничной души, которая воспитана на красоте и заключается идея произведения» (О. Ковальчук). И еще один вопрос волнует В. Барка: почему все же Украину постигла такая страшная беда? Объяснение он дает в традиционном для себя христианском ключе: великая греховность украинского народа нуждается в обязательном искуплении. Автор напоминает библейский рассказ о первом грехе на земли — братоубийстве, проводя четкую параллель с современностью: месяц горел кровью тогда, когда Каин должен был убить Авеля, как и в то время, когда начиналось голодное лихолетие в Украине. Кровь, по Библии и Василию Барка, - это правда, которая обязательно станет известной, это также месть и искупление. Вспомним эпизод с самоубийством секретаря райкома: «Цвет крови будто сковал Мирона Данииловича, и мысли тревожили: вот что тайно хотел видеть! — ее, пролитую; мол, ею заплатят за несчастье всех, свирепо разоренных и убитых, - удовлетворен ли краснотой ее? Тебе, возможно, так дано теперь: глянь и скажи, хотел ли того? радуешься ли?.. «Нет!» — снялось, как будто вскрикивание, на сердце: потому что видел кровь секретаря — против моря несчастья человеческого, таким, как он, причиненного». Религиозный Барка пытается объяснить причину голода. Устами праведных писатель спрашивает: «Может, - экзамен, пусть очистятся в горе, как в огне последнем», - за смерть Иисуса, ведь проходит девятнадцать веков со времени совершения этого греха. Дальше из текста вытекает, что причина беды — непочтительное отношение к вере. Немало эпизодов воспроизводят ужасное разрушение храмов Божьих, отвращение людей от верующих, их массовое гонение. Бесспорно, желанием писателя было воспроизвести страшные картины искусственного голодомора в Украине в 1932—1933 гг., показать на весь мир болезненную правду о тоталитарной системе, которая уничтожает все светлое и гуманное на своем пути, собственно, «пожирает своих детей», потому что она сама — «желтый князь». Роман прославляет твердость человеческого духа и веры, которые помогли его героям оставаться Людьми в самых тяжелых обстоятельствах, поднимает широкий круг извечных проблем: жизни и смерти, добра и зла, нравственности и аморальности, духовности и бездуховности, семейного воспитания, веры, предостерегает потомков от повторения ошибок истории.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Желтый князь» символ зла демонской силы голода тоталитаризма. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > «Желтый князь» символ зла демонской силы голода тоталитаризма
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему «Желтый князь» символ зла демонской силы голода тоталитаризма, Сочинения по украинской литературе