«Желтый князь» символ зла демонской силы голода тоталитаризма - сочинение
Создается такое впечатление, что В. Барка, работая над произведением, все продумал, все предусмотрел, потому что даже фамилии персонажей являются достаточно символическими: Катранник («катран»— лечебное растение, которое росло в степях и использовалось в качестве горчичника), Кайданец — от, «кандалы», Кантарик — «кантар» — диалектное «уздечка», Вартимец — от «стража», потому что председатель колхоза; Безродный— хоть имеет жену и детей, но не имеет убежища духовного, потому что стал безбожником, Отроходин — что-то от русского «отродье», Шкирятов напоминает слово «скалиться» - «смеяться со злом». Остроту трагедии воспроизводит и новый крестьянский календарь: «Теперь месяцы новые — вчера нам сосед говорил… декабрь… трупень… январь… могилень… сентябрь… разбоень, потому что грабили всех, октябрь — худень, а ноябрь — пухлень… февраль—людоедень, март — пустырень, апрель — чумень». Так мир, который всегда нес радость хлеборобу, который жил в извечной гармонии с землей, превратился в зону смерти.
Роман интересен не только своей исторической правдивостью, но и глубиной морально-этических и философских проблем: например, можно ли все действия человека оправдать экстремальностью ситуации (забрать хлеб у мертвого человека, убить и съесть суслика, скворца, воробьев, собак, отогнать более слабого), — ведут эти поступки к разрушению своей внутренней сущности? Автор не морализирует, не дает буквальные ответы, он принуждает думать самостоятельно, просто описывая события: Андрей «… отрезает ломоть и жует быстро… и опять жует. Но чувствует странное стеснение: подводит председателя и мгновенно смущается: поблизости летняя женщина стоит и наблюдает, как он ест… Аж черная: высохла от голода. Стоит и всеми глазами смотрит на суслика, будто завороженная. Ни слова не говорит. Тень — и нечего. Парню стало так нехорошо, что он впопыхах сложился и пошел. Оправдывался в уме, мол, теперь «каждый — себе». Однако через минуту стало еще хуже, аж похолодело едкостью на сердце! Он оглянулся… Где стояла женщина, там и застыла… не зовет, не просит. Лишь смотрит вслед: Вернулся парень к угасшему костру, отделив часть суслика и положив на бумагу, протянул женщине; «Тетенька, возьмите!» И мы понимаем, что Андрей не мог поступить иначе, потому что такая этика его поведения коренится в извечной украинской «семейной педагогике», которая базируется на глубоком уважении к человеку, на законах христианской морали. Возрождение души мальчика, измученного голодом и потерей матери, наступает тогда, когда он начинает замечать красоту: «Однажды утром парень шарил между бурьянами в усадьбе, ища остатки старого огорода. Среди зарослей, среди бурьяна — уродливого и жестокого — увидел цветы: с белыми лучиками вокруг охристых глазок посередине».
Его сердце не безразлично к красоте, а следовательно и к жизни. И это предвещает возрождение. «Именно в описании бессмертия гармоничной души, которая воспитана на красоте и заключается идея произведения» (О. Ковальчук). И еще один вопрос волнует В. Барка: почему все же Украину постигла такая страшная беда? Объяснение он дает в традиционном для себя христианском ключе: великая греховность украинского народа нуждается в обязательном искуплении. Автор напоминает библейский рассказ о первом грехе на земли — братоубийстве, проводя четкую параллель с современностью: месяц горел кровью тогда, когда Каин должен был убить Авеля, как и в то время, когда начиналось голодное лихолетие в Украине. Кровь, по Библии и Василию Барка, - это правда, которая обязательно станет известной, это также месть и искупление. Вспомним эпизод с самоубийством секретаря райкома: «Цвет крови будто сковал Мирона Данииловича, и мысли тревожили: вот что тайно хотел видеть! — ее, пролитую; мол, ею заплатят за несчастье всех, свирепо разоренных и убитых, - удовлетворен ли краснотой ее? Тебе, возможно, так дано теперь: глянь и скажи, хотел ли того? радуешься ли?.. «Нет!» — снялось, как будто вскрикивание, на сердце: потому что видел кровь секретаря — против моря несчастья человеческого, таким, как он, причиненного».
Религиозный Барка пытается объяснить причину голода. Устами праведных писатель спрашивает: «Может, - экзамен, пусть очистятся в горе, как в огне последнем», - за смерть Иисуса, ведь проходит девятнадцать веков со времени совершения этого греха. Дальше из текста вытекает, что причина беды — непочтительное отношение к вере. Немало эпизодов воспроизводят ужасное разрушение храмов Божьих, отвращение людей от верующих, их массовое гонение.
Бесспорно, желанием писателя было воспроизвести страшные картины искусственного голодомора в Украине в 1932—1933 гг., показать на весь мир болезненную правду о тоталитарной системе, которая уничтожает все светлое и гуманное на своем пути, собственно, «пожирает своих детей», потому что она сама — «желтый князь». Роман прославляет твердость человеческого духа и веры, которые помогли его героям оставаться Людьми в самых тяжелых обстоятельствах, поднимает широкий круг извечных проблем: жизни и смерти, добра и зла, нравственности и аморальности, духовности и бездуховности, семейного воспитания, веры, предостерегает потомков от повторения ошибок истории.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме «Желтый князь» символ зла демонской силы голода тоталитаризма. Поищите еще с сайта похожие.