А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Великий Голодомор и Великий Террор в творчестве Багряного - сочинение

«Неизвестно, что ожидает Тычину» - ответил Иван Багряный, развеселив понурых хозяев пятиэтажной внутренней тюрьмы по улице Чернышевского, 19. Вел себя Иван Багряный крайне вызывающе и независимо. Следователь Херсонский, что вел его дело, не знал украинский язык - Багряный добился, чтобы ему дали следователя - «украиниста». Хоть на него и стучали: «Это вам не петлюровская организация!» Впрочем, уступили. Вообще, мужественное поведение Ивана Багряного импонировало чекистам.

Прокурор спросил его: «Будучи на нашем месте, что бы вы сделали такому преступнику, как вы?» - «Я бы расстрелял, - ответил Багряный и объяснил: - Когда вы дадите мне несколько лет, то воспитаете из меня контрреволюционера. Поэтому или выпустите, или расстреляйте». Судьи захохотали: нечасто им приходилось слышать подобные ответы. По приговору тройки Багряный отправился в ссылку, отбыть которую должен был на Дальнем Востоке.

После одиннадцатимесячного сидения в камере это путешествие в восточные края «социалистической родины» могло выглядеть как награда. Могло бы! «Ту «родину», - писал впоследствии Багряный, - я прошел от Киева до Чукотки, к Берингову проливу и обратно. Прошел на попечении опричников из ГПУ-НКВД, переходя постепенно через все мытарства. И в другом месте: «Приговор отбывал в лагерях так называемого Бамлага. Срок не добыл, потому что в 1937 году бежал». Биография Ивана Багряного изобилует вот такими загадками, по поводу которых свирепствуют политические противники и спорят исследователи. Не располагая документальными сведениями, не беремся что-то отрицать или утверждать. Можем разве что изложить факты. Багряный убегает из лагеря  в 1936 году, скрывается среди украинцев Зеленого Клина (Буреинский и Сучанский районы). Женится, и того же таки года родился у него сын Борис.

Не выдержав тоску за Украиной, Иван Багряный пробирается в родную Охтирку, домой. Роскошествовал недолго: на четвертый день его по доносу соседа схватили и отправили в Харьков. Где он просидел два года и четыре месяца в новой, «советской» тюрьме во дворе областного НКВД, и в старой, еще «царской», тюрьме на Холодной горе. Не просто просидел: он беспощадно истязался, из него умело добывали необходимые признания, провоцировали, обещали, угрожали. Этот харьковский заключенный опыт и стал фундаментом «Сада Гетсиманского», произведения, которое прославило имя Ивана Багряного на весь мир. Можно дискутировать по поводу того, что было здесь реальностью, что является вымыслом, но одно ясно: автору не пришлось долго выискивать главного героя. Андрей Чумак- это он сам, Иван Лозовягин. Иван Багряный. Николай Островский. Павка Корчагин, который дожил до 1937 года. Он не сдался, не раскололся, не изменил идеалам своей юности, своей веры, в будущее в высокое назначение родного народа.



 
Чего это ему стоило, вы уже прочитали и в романе Багряного, и в других публикациях на эту тему. «Приказ партии!- обобщал Александр Семененко в книге «Харьков, Харьков». - Методы мучительства были одинаковы и в Москве, и на Украине, и в Алма-Ате, и в Хабаровске, и в Тбилиси, и в Черкассах, и в Харькове». Уточним: да, методы были похожи, однако обвинение предъявляли разные - в той же Москве, в Алма-Ате, в Тбилиси, в Харькове. А одним из дьявольских изобретений сталинской империи на территории Украины было обвинение в украинском национализме, к тому же - буржуазному почему-то. Когда одно знакомство с деятелями украинской культуры уже подводили под параграфы криминального кодекса. Посмотрим, как защищает себя Андрей. «Я не признаю пролетарское правосудие, осуществляемое насилием, - говорит он в глаза своим мучителям-следователям. - И так же не признаю социализм, построенного тюрьмой и пулей. Вот это вместе и есть все мое кредо». Цитируем: «Его трогало трагическое повиновение всех этих обреченных и оно же его возмущало. Собственно, возмущал циничный триумф тех всех костоправов, их безграничное господство над человеческими душами при помощи ужаса, их глум над людьми, которых они привыкли видеть лишь как объекты для своих идиотских упражнений, как «людишек», как «дыру от баранки», возмущало их устоявшееся правило, что ничто им не может противостоять, из которого - правила, - мол, нет исключений и не может быть. Но неужели не может быть исключений из правила?» И еще: «Человек это самое величественное из всех существ. Человек - самое несчастное из всех существ. Человек - самое подлое из всех существ. Как тяжело из этих трех выражений выбрать главное». Андрей Чумак - Иван Багряный выбрал первое. Помогло ему, поддержало, спасло его не только ощущение своей политической правоты, но и социальная порядочность и национальное достоинство. Все то, что составляет понятие «чести»: честь рода и честь народа. Она и позволяет даже на дне адского ада не терять человеческое подобие, прежде всего, видеть в заключенных себе подобных, кем бы они ни были по происхождению - украинцами, россиянами, поляками, армянами, евреями, немцами, курдами. Позволяет и к палачам своим относиться не только без предубеждения, а даже с сочувствием. Осознание духовного и морального высочества дает право герою «Сада Гетсиманского» заявить: «Да! До конца!.. Если так, то враг до конца! До гроба! До победы!!! Если так, то до конца!» И клятвы своей он не нарушал. Осенью в 1940 году Ивана Багряного освобождают «за недостаточностью материалов для повторного осуждения». Освобождают с отбитыми легкими и почками, освобождают под присмотром, но выпускают на волю. Потому что не дал Иван Багряный никаких компрометирующих свидетельств ни о себе, ни против других, не подписал лживые протоколы. Таких упрямцев немного нашлось по следственным изоляторам НКВД, но какую-то часть тех, кто не сломался на допросах, после падения Николая Ежова и лицемерного постановления о перекручивании в борьбе с врагами народа отпустили на волю. Как можно было понять не навсегда. «Условное освобождение, - пишет в биографии Багряный, - было ограничено местом пребывания, из которого не имел права выехать». Несколько месяцев Багряный проработал декоратором в охтирском клубе, и когда вспыхнула война, его забирают в народное ополчение. Очутившись на оккупированной территории, возвращается в Охтирку, редактирует местную газету «Голос Охтирщины» Вскоре убеждается, что никаких других целей, кроме захватнических, немцы в Украину не принесли, - и вступает в конфликт с оккупационной властью. В результате чего бросает газету и перебирается в Харьков, где устраивается писателем в Харьковский драматичный театр. Пишет комедию-сатиру «Генерал» и предлагает к постановке. Главный режиссер с ужасом отказался. В том что он был прав нас убедит пролог к «Генералу»: «…2041 год… Солнечный Киев - сердце солнечной, свободной и, наконец, радостной моей Страны. Будто уже наступила, наконец, ЭПОХА всемирной справедливости, которая взошла, как солнечное утро после мрачной ночи прошлого. ЭПОХА почитания человеческого достоинства и человеческого права - дышать, жить, думать и откровенно говорить… Эпоха культа матери и ребенка… Эпоха торжества человеческого искреннего сердца, свободного, не поруганного, не окученного ни под чей грязный сапог… …И уже якобы нет никакой цензуры ни на мысли, ни на чувства, уже нет жандармов, ни прихвостней, ни концлагерей, нет репатриации, инквизиции, изоляции, нет провокаторов, ни доносчиков, ни тех, что бьет писателей и поэтов и затыкают уста тряпкой… Все то будто исчезло навсегда - провалилось туда, откуда и пришло, - в ад… …Свобода… Уже можно свободно думать, откровенно говорить и даже писать, и даже печатать…»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Великий Голодомор и Великий Террор в творчестве Багряного. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Великий Голодомор и Великий Террор в творчестве Багряного
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Великий Голодомор и Великий Террор в творчестве Багряного, Сочинения по украинской литературе