А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Добро и зло в романе «Желтый князь» - сочинение



Вся композиционно образная структура «Желтого князя» имеет сквозную стержневую антитезу: Добро и Зло, которое временами перерастает в более конкретное проявление, — Бог и дьявол или Правда и Несправедливость, о которых читает Николай Катранник в запрещенной книжке. Изображение реальных событий в романе полностью подчинено созданию картины равноправного существования этих двух сил, на которых испокон веков держится мир. Вспомним обсуждение Андрейкой и Николаем библейской притчи о вороне и змее, то есть о целесообразной уравновешенности в мире добра и зла. В реальное существование ее писатель настолько искренне верит, что и причины самой драмы украинцев как нации пытается отыскать не в социальной, политической или классовой сфере, а в метафизической, что присуще для писателей-модернистов. Как пишет Л.Плющ «Желтый князь» является первым произведением, которое художественно осознает «Мегатруп и Мегаубийцу». Поэтому он не ставит традиционный и для модернистов вопрос: что есть Добро и что есть Зло в жизни и в человеке? Он художественно демонстрирует существование Добра и Зла «рассекая» эту антитезу в многочисленных эпизодах и жизненных ситуациях.

По-видимому, потому и сквозной образ желтого князя является многоаспектным, символическим образом, который имеет несколько значений.

В первую очередь, это олицетворение какого-то высшего мистического зла «чертовой силы», «дьявола», что теперь «властвует в воздухе», где «он и демоны его, над душами, словно коршуны и ястребы над цыплятами. Теперь слетелись во двор, близко к каждому: хватают и расклевывают». Конкретное воплощение одного из таких демонов — Отроходин. Недаром Барка несколько раз отмечает желтый цвет его лица. Другой демон, по-видимому, самый главный — Сталин «усатый изувер», который «завел ад». Кстати, совхозный счетовод считает, что вся причина беды — именно в нем. «Мелких» демонов много, они являются «стражей, поставленной властью».

О желтом князе-звере говорит дед Прокопий (попутчик Мирона Катранника в поисках хлеба). Он понимает его как зверя, что в настоящий момент «вылез … из грязи в образе компартии», но убежден, что таких зверей еще будет много, они всех «верных Христу будут вызывать и выгрызать из них жизни, будут убивать, как чужих птиц — огнем, железом, голодом…» Барка еще не раз вернется именно к этому образу желтого князя, как к золотисто красному чудовищу — достаточно прозрачный намек на воплощении в образе зверя компартии. Как апофеоз единства государства и антихриста — желтые стены государственных учреждений, желтые оконные стекла их окон…

Василий Барка не первый в мировой литературе, кто активно использует символическое значение желтого цвета как олицетворение беды, смерти, ужаса (роман «1984» Дж. Оруелла, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова). В «Желтом князе» этот цвет присутствует постоянно: именно желтыми сохлыми бурьянами заросли когда-то шумные от детского щебета сельские улицы, желтые мертвые тела, желтеет перед глазами голодных людей, желтая пелена затмевает угасающее сознание… Одно из детских воспоминаний Мирона Данииловича — рассказ взрослых о Змеях овраг, из которого ящур вылезал хватать людей и домашних животных. Изображение того ящура висело и на стене в школе, им «пугали» непослушных учеников. Теперь Катранник ловит себя на том, что мысленно его постоянно преследует тот страшный ящур. Но обратим внимание, сколько аллегорического и прямолинейного подтекста вкладывает писатель, передавая внутреннее состояние своего главного героя:


 
Мирон Даниилович, напрягая мысль до судорог в шейных мышцах, прогоняет призрака и обращается к окружающему миру: деревья, почва, погода (ищет убежище в естественных силах, которым по-настоящему можно довериться. — P.m.), которая неожиданно ухудшилась, потому что с севера тучи темными клубами…! снова обвел очертание: снова! — вот, заклятие! — от отчаяния, будто вскрикнула вся душа к кому-то невидимому поблизости: но отойди прочь, нечистая кровь! — прочь отойди!.. Из этого отрывка видим, что Барка остается верным своему поэтическому чувству, стилю: улавливать и передавать суть явления через отдельную деталь, штрих, образ, а не описывать его. Следовательно, зло в «Желтом князе» настолько всестороннее, что создается впечатление, будто оно разливается огненной поглощающей желтой рекой по всем страницам произведения. Господство желтого князя, как символического воплощения мистического тотального Зла и в то же время конкретного его выражения в системе и ее реальных носителях, распространяется везде. Оно повсеместно и неисправимо, оно вечно. Так же, как и вечно Добро, которое всегда противостоит Злу, как в жизни, так и в самом человеке. Но с любыми абстрактными понятиями Барка ведет себя достаточно осторожно, последовательно лишая их абстрактности и воплощая в полностью реалистическое, материально ощутимое «облачение» (портретные характеристики, детальные описания, картины, поведение действующих лиц, их характеристики, размышления и тому подобное). Это касается так же и понятий Добра и Зла. В романе Добро воплощается в первую очередь в образе солнца. Но этот образ в индивидуальном стиле писателя имеет в то же время конкретное и символическое содержание. Солнце тоже желтого цвета, как и спелые колосья долгожданного хлеба, но другого, яркого оттенка — цвета тепла, огня. Эта «игра» желтым цветом в романе не случайна: Добро, как и Зло, может побеждать, оно так же вечное и вездесущее. Примечательно, что появляется в тексте этот образ созвучно внутренним настроям и чувствам героев, синхронно к постепенному утверждению идеи победы Добра над Злом. Вопреки нарастанию трагичности событий (Кленотичи опустошаются, разрушаются, зарастают бурьяном, среди которых даже не блуждают одиночные псы) солнце как естественный свет появляется все чаще. Этот образ добра, надежды, спасительного тепла, урожая вечного, недосягаемого никаким силам, хоть временами его и заступают тучи (Мирон оглянулся «поднял глаза: сыплется свет солнца над пустотой, как всегда»). Солнце постоянно присутствует в сознании людей как последняя надежда, как воплощение Бога, вечной жизни. Наступает момент, когда на грани последнего взблеска сознания одному из героев кажется, что лишь оно может исцелить, помочь, спасти. В обществе владычествовал желтый князь — сила Зла. Это удостоверяют реалистические, подробные описания, соединенные писателем с условными, мистическими сценами. Но Злу неотступно противостоит Добро, носителями которого являются, прежде всего, неиспорченные человеческие души, а символическим олицетворением — вечный свет Солнца, что появляется в зимние снежные вьюги и весенние туманы все чаще (еще одна немаловажная деталь!). Смерть не может всегда господствовать в Кленотичах, так же, как и в душах людей. Таково стойкое мировоззренческое убеждение Василия Барки. Это удостоверяет его особенное внимание к образам детей как оптимистическому воплощению будущего Украины. Устами Аленки, чистого, безгрешного создания, этой праведницы, как называет ее мама, автор, провозглашает (кстати, еще в начале произведения — как установку!) мудрую истину: жить нужно на этой земле, как солнце, неся свет и любовь людям. Была опасность потерять смысл этой истины в страшной фантасмагории голода, ведь Аленка умерла. Но последние страницы своего романа Барка посвящает опять ребенку — Андрейке, который сумел выдержать страшное жизненное испытание и с возрожденной надеждой отправляется в мир. Символической является последняя сцена романа: собираясь в дорогу на рассвете, Андрейка проверяет тайник церковной чаши, тайну которого его родители и односельчане не раскрыли «страшно умирая друг за другом в обреченном уголке». Ему кажется, что над ними, их могилами восходит не солнце, а чаша, как символ победоносного добра, гуманизма, любви, гармонии между людьми, чтобы «навеки принести спасение». Андрейка вернется и откопает ту чашу. Таким заключительным обнадеживающим аккордом завершает Барка свое произведение, потому что это является его стойким убеждением как писателя и украинца. Хочется верить Василию Барке — этому седому мудрецу, которого судьба забросила когда-то в далекий американский Глен Спей.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Добро и зло в романе «Желтый князь». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Добро и зло в романе «Желтый князь»
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Добро и зло в романе «Желтый князь», Сочинения по украинской литературе