А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Литературные памятки древней Руси и Украины - сочинение

Внедрение христианства на Руси оказывало содействие укреплению государственности, распространению письменности, созданию выдающихся произведений литературы. Под его влиянием развивались живопись, каменная архитектура, музыкальное искусство, расширялись и укреплялись культурные связи Руси с Византией, Болгарией, странами Западной Европы. Вместе с христианством на восточнославянских землях были внедрены церковный византийский календарь, культ “чудотворных” икон, культ святых. Христианство внесло положительные изменения в мировоззрение людей. Если в основе политеистических религиозных верований древних славян был страх перед стихийными силами природы, вражескими и господствующими, то христианство питало надежду на спасение, чувство восхищения окружающим миром.

В процессе распространения и утверждения христианство на Руси постепенно теряло византийскую форму, вбирая в себя элементы местных славянских обычаев, ритуалов, эстетичных запросов восточных славян. Византийские церковные каноны постепенно приспособились к особенностям древнерусского этноса. Вместе с тем укажем, что в борьбе с “поганством” христиане уничтожили бесценные памятки древнего языческого мира, в частности шедевры деревянной скульптуры, запрещали древние танцы и т.п.

Христианство, однако, оказало большое влияние на развитие духовной культуры Киевской Руси. С его внедрением литературным языком на Руси стал церковнославянский язык, созданный приблизительно за 100 лет до принятия христианства болгарскими просветителям Кириллом и Мефодием. С ним распространялось образование также на Балканах и в Моравии. Когда христианство стало государственной религией Киевской Руси, возникла потребность ознакомить верующих с Библией, жизнью святых, проповедями, а также с историей христианства и его мировоззрением. Первым шагом на пути создания древнерусской литературы было перенесение из Византии и Болгарии культовой литературы.
Важные политические и исторические проблемы освещались в произведениях оригинальной русской литературы, которая основывалась на опыте устной дохристианской культуры. Ученые исследовали, что в 10 тыс. церквей и монастырей, построенных на Руси с конца X до начала XIII ст., насчитывалось около 85 тыс. переводных и оригинальных книг. Специфика религиозного содержания, возможности доступа к достижениям мировой культуры оказывали содействие тому, что первыми русскими писателями были преимущественно священнослужители: киевский митрополит Иларион, митрополит Климент Смолятич, монах-летописец Нестор, епископы Кирилл Туровский и Лука Жидята, дьяк Григорий, игумен Печорского монастыря Феодосий, игумен Сильвестр и др.

Основным источником изложения философских социальных и морально-этических проблем на Руси была Библия, в частности Новый Завет. Из библейских книг чаще всего переводились Евангелие, Апостол (”Действия Святых апостолов” и “Послание апостолов”), Псалтырь, Пятикнижие Мойсея, Бытие. Сохранилось немало списков Евангелие, но лишь два из них составляют тетра-евангелие, т.е. все четыре Евангелия (от Матвея, Марка, Луки, Иоанна) вместе. Первый русский список Евангелия выполнил дьяк Григорий в 1056—1057 гг. на заказ новгородского воеводы и посадника Остромира, родственника великого князя Изяслава. Отсюда и название — “Остромирово Евангелие”. Некоторые исследователи считают, что форма письма этого произведения удостоверяет о его киевском происхождении, а дьяк Григорий, вероятно, был из духовенства, которое приехало из Киева в Новгород.



 
Другой важный источник древнерусской христианской философско-литературной мысли представляла византийская литература, в частности патристическая — произведения “отцов церкви”: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, Ефрема Сирина и других, а также материалы первых Вселенских соборов (325 — 787 гг.). В них обоснованы основные догматы христианства. Древнейшей памяткой письменности Киевской Руси считается “Изборник Святослава”, составленный в 1073 - 1076 гг. для киевского князя Святослава Ярославича. Рядом с произведениями церковно-религиозного характера, в частности отрывками с патристической литературы, он содержит публицистические произведения древнерусских писателей, где разъясняются нормы поведения человека при различных бытовых обстоятельствах. В “Изборнике” 1073 г. представлен первый “Индекс книг истинных и ошибочных”, в котором речь шла о книгах, которые нужно читать и какие запрещены (”отреченные”, апокрифические книги). В “Изборнике” 1076 г. упоминался автор — “грешный Иоанн”, рассказывалось, какими источниками пользовался составитель книги, когда была закончена работа, кто заказал “Изборник” и т.п. Эти публикации были первыми на Руси библиографическими справочниками. Для характеристики эпохи возникновения оригинальной литературы Киевской Руси лучше всего подходит афоризм из “Евангелия от Иоанна”: “Сначала было слово”. “Словами” назывались тогда произведения церковно-поучительного характера. Сюжетом для их написания могли служить историческое событие, злободневная общественная проблема, постановка моральной темы. Первым известным писателем из местного населения был в Киевской Руси митрополит Иларион. Года его рождения и смерти неизвестны, создавал он в XI ст. во времена княжества Ярослава Мудрого. Он автор выдающейся памятки отечественной письменности — церковно-богословского произведения “Слово о законе и благодати”, написанного между 1037 и 1050 гг., в котором сделано ударение на величие русского народа, русской земли, русской церкви. Заметим, что под “Законом” древние писатели понимали Ветхий Завет — первую часть Библии (иудаизм), а под “Благодатью” — Новый Завет — вторую часть Библии (христианство). Митрополит Иларион поставил перед собой сложную историко-философскую задачу — доказать идею равенства всех народов, подвести читателей к идее введения древнерусского народа ко всемирной Истории, показать, что русская земля “прославляется во всех четырех концах Земли”. Автор акцентирует на свободном и самостоятельном выборе религии князем Владимиром, которая полностью отвечала политическому курсу Ярослава Мудрого, который вел борьбу за политическую, церковную и культурную независимость от Византии. В лице Владимира Святославича Иларион впервые в древнерусской литературе создает образ идеального князя — “правдивого знаменитого и мужественного”. Он первым на Руси обосновывает идею княжеской власти, которая дана от Бога, отстаивает принцип прямого престолонаследования. Как церковный деятель митрополит Иларион, безусловно, на первое место выдвигает “божественную мудрость”.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Литературные памятки древней Руси и Украины. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Литературные памятки древней Руси и Украины
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Литературные памятки древней Руси и Украины, Сочинения по украинской литературе