А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Михаил Старицкий и в поэзии и в драматургии и в прозе - сочинение

Драматическую деятельность Старицкий фактически начал инсценировками произведений Гоголя - оперетта «Рождественская ночь» (музыка Н. Лысенко) и пьеса «Сорочинская ярмарка». (Со временем по Гоголю были написаны «Тарас Бульба» - сначала либретто для оперы Н. Лысенко (1880), потом - драма на 5 действий (1893) и либретто оперы «Утопленница»). К переработкам для сцены произведений других авторов, инсценировок и написанию пьес по заимствованным сюжетам Старицкий прибегал и позднее. Среди них - оперетта «Черноморцы», музыка Н. Лысенко (по «Черноморскому быту на Кубани» Я. Кухаренко), «За двумя зайцами» (по комедии «На Кожемяках» И. Нечуя-Левицкого), «Крути, и не перекручивай» (по пьесе «Перемудрил» Афанасия Мирного), «Ночь под Ивана Купала» (по повести О. Шабельськой «Наброски карандашом»). «Зимний вечер» (по одноименному рассказу польской писательницы Э. Ожешко), «Юрий Довбыш» (по сюжету романа «Борьба за право» австрийского писателя К. Э. Францоза), «Цыганка Аза» (по мотивам повести «Дом за селом» польского писателя Ю. Крашевского), «Зимний вечер» (по пьесе «Гражданская смерть» итальянского драматурга П. Джакометти, известный российской перевод А. Островского под названием «Семья преступника»).

Преобладающее большинство переработок Старицкого воспринимается как новые, целиком самостоятельные произведения. Ведь они не только обеспечивал им сценичность, а и «в корне изменяли и углубляли социальную основу подлинника, предоставляя большей остроты его основной идеи». Главный конфликт, избранный для социально-психологической драмы «Не судилось», сосредоточил внимание драматурга больше на разложении «господского болота» - помещичьей семье (чего стоит, скажем, грубая Зизи), что в свою тину затягивает и простых людей (лакей Харлампий, горничная Аннушка), вследствие чего социальные  расслоения на селе остались немного в стороне. Зато в других пьесах именно оно выходит на первый план («В темноте», «Ой не ходи, Григорий, да на вечерницы»).

Драма «Ой не ходи, Григорий, да и на вечерницы» (1887) написана по мотивам народной песни и пересказам о ее легендарном авторе Марусе Шурай (Чурай). Тема и сюжет песни послужили причиной появления многих произведений, в том числе и драматических, но только Старицкому удалось рельефно очертить социальные особенности сельской жизни, раскрыть психологию героев, органично соединить богатство фольклора с перипетиями напряженного действия, воспроизвести цветистый язык обычных трудящихся, соединить поступки героев с причинами социального характера.



 
До 1893 г. Старицкий имел уже творческий опыт не только драматурга, а и выдающегося организатора театрального дела, поэтому целиком закономерно, что, разрабатывая проблемы интеллигенции, он обратился к хорошо известной ему актерской жизни. Это, прежде всего, положение художника в обществе, враждебность буржуазного уклада жизни и настоящего искусства. Центральная фигура пьесы «Участь» (1893) - Мария Лучицкая многими чертами и деталями жизни перекликается с выдающейся украинской актрисой Марией Заньковецкой, которой была посвященная эта «драма из быта малорусских актеров». В драме «Участь» Старицкий обратился к непривычному сценичному приему: во второй картине IV действия выполняется отрывок из его же драмы «Богдан Хмельницкий», первая редакция которой в 1887 г. была запрещена цензурой. Такое опасное самоцитирование свидетельствовало не только о мужестве драматурга, а и прежде всего о его неугасимом интересе к героическому прошлому Украины. Отойдя из-за состояния здоровья от активной театральной деятельности, Старицкий целиком отдается литературному творчеству. Именно в эти годы появляются его исторические драмы в стихах - «Богдан Хмельницкий» (1896), «Маруся Богуславка» (1897), «Оборона Буше» (1898) и «Последняя ночь» (1899). Прошлое для Старицкого не было бегством от действительности. Наоборот, избирая для этих произведений настоящие исторические действия, Старицкий воспевал мужество народа в борьбе с врагом, его поводырей, которые совершали народную волю. Годы освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг. составляют основную тему драм «Богдан Хмельницкий» и «Оборона Буше». Величие прославленного гетмана заключается в том, что он, увидев страшную неволю, преодолевает сопротивление неверной старшины, в частности генерального писаря Ивана Виговского, и находит единственно верный путь. К ХVII ст. отнес Старицкий и действия историко-бытовой драмы «Маруся Богуславка», созданной по мотивам народных дум и песен. Снова возникает проблема патриотизма, преданности отчизне, понимания долга перед ней. Михаил Старицкий и в поэзии, и в драматургии, и в прозе выступил как новатор, который на новом этапе творчески развил традиции Тараса Шевченко и Марка Вовчок, стал соратником Ивана Франко и Леси Украинки.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Михаил Старицкий и в поэзии и в драматургии и в прозе. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Михаил Старицкий и в поэзии и в драматургии и в прозе
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Михаил Старицкий и в поэзии и в драматургии и в прозе, Сочинения по украинской литературе