А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Ольга Петровна Косач (Елена Пчилка) - сочинение




Ольга Петровна Косач, в девичестве Драгоманова, родилась в июне 1849 года на Полтавщине, в городе Гадяч. Она была дочкой Петра Драгоманова, но с годами, став известной писательницей взяла псевдоним Елена Пчилка. Украинка по происхождению и искренняя патриотка в душе она гордилась своим происхождением и приучала детей уважать родную землю, народ и обычаи. Впрочем, процесс "украинизации" в семье Елены Пчилки, матери известной украинской поэтессы Леси Украинки, происходил не так уж и просто. Хотя бы ввиду того, что муж и отец их шестерых детей и в симье и на службе общался на русском языке, правда, чисто литературном, а не на городском суржике. Однако украинский язык, украинская идея были ему не чужие.

Петр Антонович Косач, будучи студентом юридического факультета Петербуржского университета (впоследствии исключенный за участие в "студенческих беспорядках"), принимал участие в похоронах Тараса Шевченко, активно сотрудничал со "Старой громадой". Ольга Петровна дополняла мужа, за которого вышла замуж в девятнадцать лет, своим твердым, властным нравом, распорядительностью, - тем, что мы называем в настоящее время "организаторскими способностями". На практике чаще случалось так, что не она дополняла мужа, а муж - ее. То есть, была главой семейства.

В юности она закончила Киевский образцовый пансион благородных девиц госпожи Нельговской, блестяще владела французским и немецким языками, хорошо знала зарубежную и русскую литературу, разбиралась в музыке.

Гордилась своим казацко-гетманским родом Драгомановых (значение слова "драгоман" - переводчик, правительственный чиновник, для дел дипломатических). "В нашей драгомановской семье, - вспоминала Ольга Петровна, - сохранилась память о том, что пращур нашего рода был из Греции, по национальному происхождению таки грек; служил он драгоманом при гетманском правительстве, при гетмане Богдане Хмельницком, в Чигирине". Дядя Яков, брат отца, за участие в "неразрешенном обществе" ("Соединенных славян") декабристов был заключен в Петропавливскую крепость, сослан в Сибирь, откуда уже не вернулся.

Огромное, можно сказать - определяющее влияние оказал на Елену Пчилку ее старший брат Михаил Драгоманов, человек с прекрасным образованием, публицист, историк, писатель и ученый, будитель украинской общественно-политической мысли. Он возглавлял левое крыло киевской "Громады", проповедовал идеи федерализма и так называемого общественного социализма этического характера, в эмиграции учредил украинскую типографию в Женеве. "Если бы не он, вся жизнь моя прошла бы совсем по-другому, встала бы на другой путь", - сознавалась Елена Пчилка.

Украинскую национальную идею, Елена Петровна восприняла безоговорочно, раз и навсегда. Национальные интересы были для нее всегда превыше всего. Главной целью ее жизни было - "искать правду вместе с народом". Национальные и социальные мотивы - ведущие в ее прозаических, поэтических и драматичных произведениях, сегодня почти забыты. Ее повести "Товаришки", "Артишкола", рассказ "За правдой", "Свет добра и любви", "Спасайте!", и др., откровенно тенденциозные, их сюжеты часто заимствованы из народных рассказов. Одно из произведений уж слишком перекликается с нашим днем. Баба Марина стремится исправить "бомагу" на право наследства на дом и дворик. Однако барьеры бюрократов-плутов непреодолимы.

Как известно, Елена Пчилка критически относится к крестьянскому этнографизму Марко Вовчок, И. Нечуя-Левицкого, других писателей. Она решительно ревизирует социальную палитру своих произведений, вводя в круг литературных героев представителей тогдашней интеллигенции. "Вы первые и до сих пор одинокие выводите в украинском языке правдивую, живую конверзацию образованных людей, - писал И. Я. Франко в одном из писем. - До сих пор мы ее нигде не видели: ни у Нечуя, ни у Мирного, ни у Кониского. Все они очень красиво могут подхватить разговор крестьянский, но разговоры образованного общества - нет." Эти слова были, правда, определенным задатком автору - широкого эпического полотна из жизни "образованного общества" Елене Пчилке так и не удалось создать. Во всем, что она писала, звучит решительный протест против национального и политического гнета, денационализации и русификации. Однако она была далека от "вульгарного национализма".

"Украинства" и "украинофильства" не простило Елене Пчилке ни царское правительство (семья писательницы находилась под негласным надзором полиции), ни карающий меч диктатуры пролетариата - в 1920 году за антибольшевистские выступления она была арестована в Гадове, но вскоре выпущена: слишком одиозной и авторитетной была фигура известной писательницы и общественной деятельницы, матери Леси Украинки.
Она любила и знала украинское слово, украинское народное творчество. На благословенной Волыни записала целый ряд песен, обрядов, народных обычаев, опубликовала исследовательский труд "Украинский орнамент". Как настоящий мастер она лелеяла слово и творила его. Дала жизнь определению, без которого просто представить нельзя нынешний словарь, - "искусство". С ее легкой руки в нашем языке прижились "победитель", "лучезарный". Обогатила украинскую литературу переводами и переспевами из Овидия, Гете, Андерсена, Гюго, Пушкина, Гоголя, Мицкевича.
Елена Пчилка - один из родоначальников украинской детской литературы. Ее перу принадлежат многочисленные поэзии, сказки, рассказы, целый ряд пьес, которые увидели свет рампы на сцене организованного ею детского любительского театра. Не все знают, что Елена Пчилка принадлежит к числу первых украинских женщин-издателей. Вместе с Н. Кобринской учредила во Львове альманах женщин-писательниц "Первый венок", была редактором-издателем журнала "Родной край" с дополнением "Молодая Украина". Кстати именно "Родной край" благословил первые поэтические попытки Павла Тычины и Максима Рыльского. Много сил и энергии отдавала публикации произведений своих коллег-писателей, а знаменитые "Спивомовки" С. Рудинского издавала на собственные средства.

Сказала Елена Пчилка свое слово и в драматургии - ее перу принадлежит водевиль "Суженая - не огоженная!", комедия "Мировая вещь", написанная по просьбе М. Старицкого. Пьеса не один раз очаровывала зрителей образами, воспроизведенными на сцене М. Кропивницким, П. Саксаганским, М. Заньковецкой.



 
Поэтическая наработка Ольги Петровны не была особенно резонансной. Стихотворения, написанные в общественных, бытовых и семейных образах, ежедневных и каждодневных, напоминают легкокрылых птичек, которые творят свою непритязательную мелодию "просто так". В украинском, да и, в мировом писательстве не было писательницы, которая бы творила высокое и была бы, в то же время, счастливой в супружеской жизни и материнстве. Сафо, Жорж Санд, Марселина, Деборд-Вальмор, Марко Вовчок, Ольга Кобылянская, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Как писала Лина Костенко: "Счастливые не пишут". Елена Пчилка представила себя настоящей украинкой и в исконных и святых для нас ипостасях - дочки, сестры, жены, матери. Ольга Петровна Косач-Драгоманова уважала свой род - отца и мать, боготворила брата - Михаила Драгоманова, была верной подругой мужу, родила и воспитала шестерых детей - двух сыновей и четырех дочерей, которые стали достойными и уважаемыми людьми. Но материнский венец Ольги Петровны был поистине терновым. Листая страницы фундаментальной "Летописи жизни и творчества Леси Украинки", составленной господином Мирославом Морозом, удивляешься: где брала силы мать великой поэтессы, чтобы неоднократно освобождать из плотного плена ее тяжелых недугов, удерживать слабый огонек жизни, которая превратилась в сплошную операцию. Возила Лесю по врачам - то в Вену, то в Одессу, то в Варшаву, то в Крым, то к местным светилам и знахарям. Елена Пчилка (Ольга Петровна Косач; 29 июня в 1849 г. – 4 октября в 1930 г.) принадлежит к числу тех деятелей, которые неутомимым трудом на поприще украинской культуры сделали значительный взнос в духовную казну своего народа. На ниве красного писательства она трудилась около шестидесяти лет, испытав перо во всех литературных жанрах: драмы и комедии, повести и рассказа, басни и лирической поэзии, эпической поэмы и поэтических переводов. Человек с широким мировоззрением и основательным образованием, Елена Пчилка нажила славу и в истории украинской журналистики, в частности как искусствовед, критик и популяризатор украинского искусства. Ее деятельность как фольклориста и этнографа является еще одним проявлением ее самобытного таланта и заслуживает пристального внимания исследователей. Родилась Елена Пчилка в городке Гадяч на Полтавщине в семье небогатого помещика Петра Якимовича Драгоманова. Начальное образование получила дома. Родители привили ей любовь к литературе, к украинской народной песне, сказке, обрядности. В 1866 г. закончила Киевский образцовый пансион благородных девиц, жила у брата Михаила Петровича Драгоманова – впоследствии известного ученого–историка, литературного критика, фольклориста и общественного деятеля. Под воздействием брата формировалось мировоззрение Ольги Драгомановой. В девятнадцать лет она обручилась с черниговцем Петром Антоновичем Косачем, недавним студентом – законодателем Киевского университета и приятелем ее брата. Летом в 1868 г. вместе с мужем выехали на Волынь на место службы П.А.Косача в городок Звягель (в настоящее время Новоград-Волынский). 25 февраля в 1871 г. здесь родилась дочь Лариса, которая вошла в мировую литературу как Леся Украинка. Два сына и четыре дочери вырастила семья Косачей. Но не только семейными хлопотами жила Ольга Петровна. Она начала свой творческий путь с переводов поэтических произведений Пушкина и Лермонотова. В 1876 году вышла в печать в Киеве ее книга „Украинский народный орнамент", которая принесла Елене Пчилке славу первого на Украине знатока этого вида народного искусства. Весной в 1879 г. О.П. Косач с детьми приехала в г. Луцк к своему мужу, который был переведен на должность главы Луцко-Дубенского съезда мировых посредников. В Луцке она вступила в драматическое общество, а деньги, собранные от спектаклей, предложила использовать для приобретения украинских книг для клубной библиотеки. Здесь Елена Пчилка занималась педагогически – литературной деятельностью. Из переводов русских и польских писателей была подготовлена книга „Украинским детям" (вышла в печать в 1882 году). В мае в 1882 г. семья Косач переехала в село Колодяжное на Ковельщине, которое стало с того времени их постоянным домом. Активное художественное творчество и издательская деятельность Елены Пчилки началась в Колодяжном. В 1883 г. она опубликовала свою первую поэму „Казачка Олена" в альманахе „Рада", в 1886 г. издала сборник поэтических произведений „Думки-мережанки". Вместе с писательницей Натальей Кобринской издала альманах женщин-писательниц „Первый венок" (1887). Ольга Петровна Косач не только воспитывала, учила, лечила своих детей, но и была их требовательным критиком. Матери благодарна Леся Украинка любовью к литературе и мировой истории, знанием иностранных языков. Под воздействием матери развился ее мужественный волевой характер. От матери унаследовала она ненависть к царизму и национальному притеснению, глубокий патриотизм. Мать была самым первым читателем и редактором ее произведений. В конце 90-х годов семья Косач переехала на постоянное место жительство в Киев, где Елена Пчилка учредила журнал „Родной край". В 1908 г. вышел из печати сборник ее повестей, рассказов, пьес „Мировая вещь". Ей принадлежат воспоминания о М.Старицком (в 1904 г.), Н. Лысенко (1912–1928 гг.), М.Драгоманове (в 1926 г.). Писательница продолжала фольклорную и этнографическую деятельность. С этой целью приезжала в конце 1902 г. в с. Запрудье (в настоящее время Камень-Каширский район). Записанные здесь 12 уникальных колядок и другие волынские песни этого жанра побуждали ее опубликовать научное исследование „Украинские колядки" в журнале „Киевская старина". Начало нового века принесло Елене Пчилке тяжелые личные потери – смерть сына Михаила (в 1903 г.), мужа (в 1909 г.), Леси Украинки (в 1913 г.). Елена Пчилка переехала в Гадяч, куда перенесла редакцию „Родного края". В 1921 г. вернулась в Киев, где ей предложили в 1924 г. работу в Академии Наук Украины, а в 1925 г. писательница избрана членом-корреспондентом Академии Наук Украины. Работая здесь, она занималась этнографическими исследованиями, писала воспоминания. 4 октября 1930 года перестало биться сердце выдающейся общественной деятельницы, писательницы, ученой, которая, по словам Панаса Мирного была „плодородна, как земля, а рабочая – как пчела". Елена Пчилка была всегда верной демократическим и гуманистическим идеалам, стояла на позициях реализма и народности, своим творчеством и общественной деятельностью стремилась служить делу расцвета украинской литературы и культуры.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Ольга Петровна Косач (Елена Пчилка). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Ольга Петровна Косач (Елена Пчилка)
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Ольга Петровна Косач (Елена Пчилка), Сочинения по украинской литературе