А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Персонажи произведений Виктора Близнеца - сочинение



Виктор Близнец родился в селе Владимировке в Кировоградской области 10 апреля 1933 г. В 1957 г. окончил факультет журналистики Киевского университета. Публиковаться начал в 1959 г., а первая книжка рассказов «Ойойковое гнездо» вышла в 1963 г. Большинство написанных книжек - для детей. Пересказал с древнерусского языка для юного читателя «Повесть прошлых лет» (1980).

В. Близнец был детским писателем по природе своего таланта: он умел рассматривать проблему «от начала», обращаться к самому первому значению слова и метафоры, открывать новое в давно знакомом. Отсюда и закономерный интерес к истории народа в таких произведениях, как «Паруса над степью» (1965), «Древляне» (1968), «Подземные баррикады» (1977), «Взрыв» (1980). 1968-й год, когда вышли в печать «Древляне», - это время перелома в сторону догматизма и стагнации во всех областях жизни, развертывания масштабной борьбы, против национальной интеллигенции, против всех проявлений национального сознания народа.

Само название произведения свидетельствовало о попытке автора противостоять этой политике. Персонажи произведения, в котором немало автобиографичного, - предки пересказчика, несколько поколений. А уже следующая книга В. Близнеца - повесть «Звук паутины» (1970) заставила критику говорить об авторе как об одном из самых ярких детских писателей Украины. Герой повести Ленька, окружающий мир которого населен необычными звуками, явлениями, существами: он видит серебряного человечка, который не боится Сопухи, он слышит звук паутины, он дружит, как с живым, с собакой Рексом, которого давно убил сосед Глипа. Раскрывая языческое миропонимание ребенка, писатель проникает в тайну мировой гармонии, в которой существует Ленька.

 
Не потерял детскую способность видеть и понимать этот мир и Ленькин взрослый приятель Адаменко, или Адам. Смерть Адама (его убивает лучевая болезнь) - как следствие (наказание ли) за опыты и создание «атомного солнца» - для Леньки не только страшная трагедия, но и урок искупления, прозрения, самоотречения. В написанной вскоре повести «Молчун» (1972) автор пошел совсем другим путем, хотя и в ней чувствовался полемичный потенциал, мировоззренческое противостояние системе. Это произведение сугубо реалистическое. Действие происходит в годы войны. Главный герой - подросток Сашка, отец которого на фронте, а сам он с матерью - на оккупированной территории. Сашкина мать изменяет отцу с Гриней, и сын чувствует упреки совести, что-то вроде соучастия, собственной вины. Образом молчуна Сашки В. Близнец положил начало в украинской литературе традиции, которая продолжилась хотя и в немногих, но чрезвычайно ценных произведениях, где действуют маленькие герои, которые преждевременно взрослеют из-за военного времени. Теряя, в сущности, детство, они хранят самое дорогое качество души - достоинство. Писатель стремился говорить о том, что в общественном сознании свои позиции теряло. А что это был сознательный подход - свидетельствует повесть «Женя и Синько» (1974). Обычная киевская пятиклассница Женя находит в подвале дома маленького смешного чертика Синько и забирает его, больного, домой. Дружба эта никаких преимуществ Жене не дает - Синько ничего такого сказочного не умеет, напротив, о нем самом нужно заботиться. Зато девочка получает то, что не поддается никакому учету, но является, видимо, самым ценным: зерна народной морали и мудрости. Оторванность читателя от земли, от этноморали, источников народной духовности была постоянной болью писателя. Отсюда тот фантасмагорический город, который возводят в мечтах Женя и Синько. Основной архитектурный принцип - совмещение Киева с родным селом, откуда родом Женины родители и где у них «через каждый дом» - родственники. Жене хочется, чтобы в том городе было больше сосен, дубов и берез, чтобы вместо улиц были просеки, чтобы в школу ходить мимо пруда. Земля и народ, природа и мораль, - эти категории у Близнеца всегда стоят в одном неразрывном ряду - и в «Звуке паутинки», и в «Жене и Синько», и особенно ярко - в сказочной повести «Земля Светлячков» (1979). Детская литература 70-х годов развивалась под знаком неписаного правила, по которому считалось, что чтение трагических произведений вредно для детской психики. В. Близнец нарушил это правило во многих своих произведениях. Писатель настойчиво культивировал трагический конфликт в украинской литературе для детей, указывая этим на необходимость говорить с юным читателем о важнейшем - жизнь и смерть, правда и несправедливость, любовь и ненависть, - без умалчивания и без сентиментального отступления. В. Близнец практически не имел проблем с изданием своих произведений (насколько это было вообще возможно), хотя и должен был собственноручно калечить их, искать компромиссные варианты. Он не мог сам не видеть свой талант, однако при таком количестве изданий страдал от непризнания. Возможно, этим объясняется его обращение к произведениям для взрослых - появление сугубо соцреализмовых повестей «Подземные баррикады» (1977), «Взрыв» (1980). А может, добросовестным выполнением социальных заказов он стремился заработать право на правду в следующей книжке для детей? А это также разочаровывало его чрезвычайно впечатлительную душу, расшатывало нервную систему.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Персонажи произведений Виктора Близнеца. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Персонажи произведений Виктора Близнеца
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Персонажи произведений Виктора Близнеца, Сочинения по украинской литературе