А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сборники Д Павличка «Моя земля» «Быстрина» «На чатах» - сочинение



Сборники Д. Павличка «Моя земля» (1955), «Быстрина» (1959), «На чатах» (1961) завоевали незаурядную популярность среди молодежи, потому что в центре многих из них стоял живой человек, и чувства этого человека были реальными, невымышленными, а интонации произведений — искренние и естественные, личный мир лирического героя включал в себя хлопоты людей, был наполнен гражданскими заботами.

Впоследствии появятся стихотворения В. Симоненко о доярках и бурякивниць, у которых ноги к вечеру болят от целодневного нелегкого труда, его анафемы печи, какая съедает женские лета. Председатель колхоза из поэмы И. Драча «Чем в солнце» будет «прощаться» с волами, полями, односельчанами и Бетховеном, прося у него прощение за то, что знает он только симфонию полей, а вот ни одной его, Бетховена, симфонию не знает. А Б. Олийник в стихотворении «О храбрости» будет утверждать, что неведомо, кому нужно больше храбрости — космонавту или хлеборобу...

В 1955 г. вышел сборник Д. Павличка «Земля», а в нем цикл «Любовь», который впоследствии получит название «Ароматы хвои». Это любовная драма лирического героя поэта, аналоги которой нужно искать в «Увядшем письме» И. Франка. К тому же одно стихотворение из цикла «Чего ты мной так высокомерничаешь...» является прямым подражанием стихотворению — «Чего являешься мне...» из «Увядшего письма». И все же... В отличие от цикла И. Франка, который является насквозь философским, лирический цикл «Ароматы хвои» социальный. Точнее морально-социальный, антимещанский.

Рассмотренными произведениями не ограничивается наработка Д. Павличка в жанре поэмы. Есть у него еще поэма для детей — «Золоторогий олень», написанная в духе карпатских народных сказок. Идея благородства и смелости, что способны преодолеть скаредность, подлость и предательство, пронизывает это произведение. В нем много действительно точных психологических характеристик, колоритных описаний. Моральная основа «Золоторогого оленя» опирается на принципы народной этики, в которых единство человека и природы выступает предпосылкой человеческой жизни и поведения, измерением человека. Мудрая поучительность рассказанной автором истории полезна не только для детей, которым адресована, но и для взрослых, особенно в наше время, когда часто в поведении людей преобладает потребительское отношение к природе, когда стремление получить «золотые рога» оленя ведет за собой неоправданное уничтожение животного и растительного мира, и ой как нужное бескорыстие Василька, его дружба с оленем для сохранения красоты и самого же человека от духовного очерствения. В этой связи «Золоторогого оленя» нужно относить к серьезным произведениям поэта, к его высоким идейно эстетичным достижениям. Если сравнивать поэму Д. Павличка с «маленькой поэмой» Б. Олийника «Крыло», преисполненной внутреннего драматизма (перебито крыло птицы обернулось повиснувшей рукой парнишки), то поэма «Золоторогий олень» преисполнена светлого оптимизму, решенная в духе фольклорной традиции, победы добра, над злом. В то же время в произведениях обоих поэтов нарушаются действительно актуальные и болезненные проблемы защиты природы, так как от того, какие моральные принципы в отношении к окружающей обстановке будут привиты молодому поколению, будет зависеть будущее Земли.

Современный человек должен жить полноценной жизнью, должен воспринять от своих предков и передать своим потомкам духовные приобретения народа, среди которых, — высокие моральные понятия о добре, справедливости, чести, уважении к труду и песне. Песня в народном сознании неразрывно связана с трудом, она не только дает утешение в тяжелом и изнурительном труде, облегчает ее, но и одухотворяет труд. Франкова формула «Песня и труд — большие две силы» выражает понимание поэтом песни как выражение самосознания народа, его исторического мышления. Неслучайно поэтическое творчество так часто отождествляется с песенностью, поэты видят наибольшим счастьем создать песню, которая бы пошла в народ, стала каплей в его неисчерпаемом песенном море. Такое понимание песни — в творчестве Д. Павличка, который видит, что душа человека берет из песни напиток для веков, и стремится своей поэзией это понимание воплотить, выразить, осуществить. Количественно песенный жанр в поэзии Павличка небольшой, раздел «Песни» в его двухтомнике насчитывает четырнадцать произведений. Но такое разделение на стихотворения песенные и непесенные относительно.

Как много стихотворений, писаных с припевами и за всеми внешними признаками песенного жанра, умирают, временами даже блеснувши кратковременной популярностью благодаря то экзотике (в частности, карпатской с неизменными «плаями» и «молодцами»), то музыкально вокальным эффектам, которые привораживают непритязательный вкус, вянут и усыхают навсегда. А между тем из непесенных, казалось бы, произведений в песенный жанр переходят стихотворения, наполненные глубиной чувства, мастерства слова, как то произошли и случается с поэзиями Т. Шевченко, И. Франка, П. Тычины, М. Рыльского, Б. Олейника. Да и у самого Д. Павличка стихотворение «Клен» перерос в песню после того, как был написан (1958), как зазвучали песенно «Цветут осенние тихие небеса...» А. Малишка или же «Лебеди материнства» В. Симоненко, уже после смерти поэтов.


 
Именно как «обычное стихотворение», самостоятельное художественное произведение воспринимается одна из самых популярных песен Д. Павличка, что стала уже народной песней, - «Два цвета», музыку к которой написал О. Билаш. Текст этой песни мог бы существовать и без мелодии в поэтической наработке Павличка. Замысел поэзии опирается на драматизм, такой свойственный фольклорной баладности, в ней за конкретным образом деталью открывается бесконечность жизни драма бытия. Сами основы ассоциаций, на которых строится замысел, имеют глубоко народную фольклорную традицию, потому так просто и естественно воспринимаются, так глубоко волнуют: Как я малым собирался весной Пойти в мир неизвестными путями Рубашку мать вышила мне Красными и черными нитями. Красное и черное в украинской народной вышивке — не только более древнее и распространенное сочетание цветов, оно имеет свою постоянную символику, которая осознавалась народом как выражение самой сути человеческого бытия, сочетания радости и тоски, а шире — жизни и смерти. Именно поэтому на всей Украине в вышивании рубашек (и не только рубашек) мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, и во всех техниках вышивок преобладает черный цвет в сочетании с красным.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сборники Д Павличка «Моя земля» «Быстрина» «На чатах». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Сборники Д Павличка «Моя земля» «Быстрина» «На чатах»
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Сборники Д Павличка «Моя земля» «Быстрина» «На чатах», Сочинения по украинской литературе