А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Семья Катранников в романе Василия Барки «Желтый князь» - сочинение

В мировой истории нет зафиксированного голода, подобного тому, что выпал на судьбу Украины - одной из самых урожайных и благословенных стран мира. Житницей называли Украину в течение многих веков. Но хищники грабили ее, не давали свободно дышать. Поэтому и была Украина убогой и обездоленной, как Шевченковская Служанка, и была она всегда сильной духом. Хоть и выпало на судьбу нашего народа самое страшное - голод. Умерших от голода в 33-м году более чем в два раза больше, чем погибших в войне. Вымирали семьи, села. Жутко становится, когда читаем воспоминания тех, кто пережил это зло, когда знакомишься с архивными документами, а еще больше замирает сердце, когда вместе с семьей Катранников становишься свидетелем голодомора, проникаешься их ужасом, переживаешь за них.

Почти единственным из всего украинского общества, кому художественным словом удалось поразительно воссоздать невиданную еще нигде в мире, но пережитую, страшную картину голодных лет, был Василий Барка (Василий Константинович Камыш). Медленно возвращаются к нам произведения украинских писателей из диаспоры, бесспорно, и В. Барки, которого в Украине не то, что не читали, а даже и не упоминали, так как сложилось так, что его имя попало под многолетний запрет. Голодомор возвратил нам забытое имя. Именно его роман “Желтый князь” растревожил нашу историческую память о голоде 1932-1933 годов.

Писатель раскрывает перед нами два духовных мира: дьявольский мир желтого князя и христианский - семья крестьянина-хлебороба Мирона Даниловича Катранника и его жены Дарьи Александровны. День за днем автор рассказывает о жизни хозяина и его семьи. Какой была эта семья? Каким жизненным принципам следовала? Чем жила? О чем думала и мечтала? Как восприняли политические события эпохи всеобщей коллективизации и искусственного голодомора в Украине? Каковыми были последствия этих событий? Как автор относится к своим героям? Все это панорама жизни семьи Катранников, что попала, как и другие - под безжалостное колесо голода. Как и все голодные, семья ела ночью кашу с еще пока что спрятанного пшена, а голод становился все сильнее; потом ели все, что осталось в поле - свеклы, подсолнухи, мерзлую конину, зерно, отловленных Мироном и Андреем воробьев. Но спасения нет.

Смерть голодная захватывает в свои объятия семью. Первой умирает хранительница рода, семейного уюта, бабушка Кристина Григорьевна. Она щедро наделяла всех любовью, теплотой, мудрыми советами - взрослых, сказками - детей. Она учила доброте, человечности и своих детей и внуков, и чужих. Вторым забирает смерть старшего сына Николая, умного, доброго, справедливого. Это он дает названия людям в зависимости от того, как они зарабатывают свой хлеб на проживание: хлеборобы, хлебокусы, хлебопросы…

Острый конфликт возникает между Мироном Катранником и представителем большевистской власти Григорием Отроходином. Хоть они - люди одной эпохи, одного времени, но у каждого своя цель в жизни. У Мирона - христианская вера в Бога и он всеми своими силами, но только не за счет кого-то, стремится сохранить жизнь своей семьи, а у Отроходина - партийно-большевистская вера в Сталина, который готов истребить целый народ совета, так называемое “светлое будущее “. Потом остро столкнулись интересы Мирона и Отроходина на чаше. Почему Мирон молчал? Ведь его молчание - это смерть семьи. Мог бы и признаться ради своих детей. Никто бы и не узнал. Все равно спустя некоторое время село вымерло бы, а Катранники остались бы жить. Почему же он так не поступил? Так как человеческая этика, мораль села не дают права выбора. Односельчане проклянут его и всю семью. Ничто не может заставить Мирона выйти за пределы народной морали. Он получил в наследство от своей нации самое главное - веру в Бога, которая дает прочную духовную силу. Сам страдает, а других обороняет, никогда не стоит в стороне от чужой беды. Вспомним, как Мирон находит у мертвого хлеб. Он прячет мертвого. Хотя и позорно, но можно забрать хлеб у мертвого, как это сделал Мирон, можно убить суслика, собаку, съесть их. Однако есть вещи, через которые переступить невозможно. Если переступишь - ты уже не человек. Поэтому Мирон делится кониной, не отгоняет немощного, слабого, старого. Задумывались ли мы, почему так же поступает и Андрей? Откуда такое поведение у обоих?


 
Корни их - в обычной семейные педагогике, в основе которой лежит глубокое уважение к человеку, соблюдение законов христианской морали. В семье Катранников все жили друг для друга. Высокая этика родственных отношений передавалась детям, потом внукам. А шли они от бабушки Кристины Григорьевна. Василий Барка, проникаясь болью, рассказывает, какими средствами кровавая большевистских власть разрушала обычное устройство жизни украинцев. Первый удар принял простой крестьянский дом, под время обыска все разгромили, разбросали. Это было первым шагом к уничтожению, так как дом для крестьянина - это надежное родственное гнездо, ручательство мира, благосостояния, оберег. А его разрушение - это начало собственной смерти, как физической, так и духовной. Второй удар направлен на ломку веками упроченного украинского семейного устоя, обрубание родственных корней. Постепенно вымирает семья Катранников, так как ее традиционный кормилец - отец не способен удержать семью. Умирает дочурка Елена, мамина радость и надежда, умирают все Катранники, кроме Андрея. Село доведено до отчаяния, есть больше нечего - начинается людоедство. И все же, чего в романе больше: людоедства или человечности? Хоть людьми правит во время голода зло, страх, безнадежность, но все же человечности больше. Люди как могут, поддерживают друг друга. Автор глазами Дарьи и Мирона видит, что исчезает красота и души, и природы. А они умели видеть их в жизни. Знали они, что именно красота питает человеческое сердце, душу. А тираны хотели ее, красоту, убить, но не удалось. Василий Барка верит в возрождение жизни людей, а потому и оставляет в произведении живым самого молодого из Катранников Андрея. Он оживает, возвращается к жизни, так как видит уже красоту синего утра, слышит запах мяты. Его сердце не безразлично к красоте, а значит, и к жизни. Писатель верит в бессмертие души, которая воспитана в красоте, гармонии взаимоотношений человека с природой и человека с человеком. Церковная чаша символизирует в романе свет, вечность жизнь, а, следовательно, и вечность Украины, которая возродится, не смотря ни на что.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Семья Катранников в романе Василия Барки «Желтый князь». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Семья Катранников в романе Василия Барки «Желтый князь»
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Семья Катранников в романе Василия Барки «Желтый князь», Сочинения по украинской литературе