А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Судьба народа в романе В Барка «Желтый князь» - сочинение



Большую часть сознательной жизни В. Барка прожил в Америке, но каждой долькой своей души принадлежал Украине. За нее он болеет, для нее пишет. Писатель виднеется о свободном и суверенном государстве, в котором бы утвердила настоящая демократия, где каждый отдельный человек был бы высочайшей ценностью. Зная, что в Украине не могли не только писать, а и даже упоминать о некоторых трагических страницах истории своего народа, В. Барка пишет роман «Желтый князь». Тяжело читать эту страшную хронику невыразимо трагической судьбы украинского народа. Ни одна воображение не способно воссоздать эту ужасную черную беду, которая захватила Украину и отвергла ее за границы элементарного человеческого бытия. Василий Барка старался по мере своих физических и творческих сил, «при нужде и недугу», открыть перед нами жуткую бездну человеческого горя и отчаяния.

После революции и гражданской войны, которая забрала сотне тысяч рабочих и крестьян Украины и столько же интеллигенции, военных, представителей национальной буржуазии разметала по мирам, открылся пространство для авантюрных социальных экспериментов, которые вошли в историю ХХ столетия как «год большого перелома», «коллективизация», «ликвидация кулачества как класса». Вследствие этой политики Украина оказалась в конце 1932 - начала 1933 лет на гране катастрофы. Обессиленная братоубийственной войной, запуганная идеологическими обвинениями в контрреволюционности, буржуазном национализме, саботаже, организации террористических актов, Украина ничего не могла противопоставить стремительной диктатуре центра в применении наиболее суровых методов в «борьбе за хлеб». Осторожные, несмелые сигналы-намеки украинского советского руководства в лице В. Чубаря, М. Скрипника, Г. Петровского, о разрастании голода вследствие непомерных планов только злили Сталина и его сторонников.

Кроме получения материальных ресурсов тоталитарный режим имел целью ликвидацию украинского крестьянства, чтобы самая по себе исчезнувшая и «украинская проблема». Это ярко, в художественной форме, воспроизведено в романе «Желтый князь».

На село бросили армию, для которых крестьяне-труженики - жуки». «Выбивание» последнего хлеба для многих - способ «продвинуться» через низовую сеть. Здесь они «прибирают нимб подвижничества и взбираются наверх из последнего сухожилия; или хотя виднеются выплыть». Поэтому применяют жесточайшие средства принуждения: «Постановление есть - и выполни!» Пусть даже «мертвецы встанут и, насыпав зерно у гроба, бегом принесут на зернопункт, …к ногам».

 
И что же с этим зерном дальше? Его ссыпали на зернопункти, все, часто даже под открытым небом. Оно прорастало, цвело, пропадало, а голодных людей, которые старались взять хотя горстку для детей, стреляли. Итак, цель была десну - просто истребить народ, сломать его молчаливое сопротивление: «Плакала вся церковь. Люди видели свою судьбу: обворованные и загнанные, где стали - как жеброта, а кто не пошел, того затравлено в дворе с нуждой». Писатель правдиво показывает, что и среди партийцев были честные люди, которые, хотя и не могли протестовать открыто, высказывали свое несогласие ценой собственной жизни. Вспомним самоубийство секретаря райкома, который, получив указание об отдаче девяностая процентов зерна государству, написал в предсмертной записке: «Эта директива - смертный приговор для трудового крестьянства, я не могу…» Совершалось полное беззаконие во именя какого-то мифического «счастья трудящихся и их светлого будущего». Каждого крестьянина могли в городе ухватить и убить в яровую без суда и следствия. Голодающих не пускали за продовольствием, установив границу, хотя его к этому не было. А если кому-то и удавалось что-то выменять, то очень часто оно отбиралось милицией. И крестьянину с семьей оставалась лишь голодная мученическая смерть. Поражает нечеловеческая жестокость. Они испытывают удивление, чему дяди не хотят молча отходить в землю, чему они еще живые и цепляются за жизнь, стараются уберечь свой род. В магазинах людей просто обкрадывали, продавая по высоким коммерческим ценам гнилой, непригодный к потреблению товар. На крестьян, которые работали не в колхозе, накладывали двойные и тройные налоги, штрафы за наименьшее ослушание. Из голода люди доходили к отчаянию, к сумасшествию, ели все, что только можно было жевать; доходило даже к каннибализму. Такой была жестокая реальность. Но, несмотря на это, герои романа «Желтый князь», простые крестьяне, которых автор с почетом называет на имя и отчество, стараются оставаться людьми при любых обстоятельствах. Они заботятся один об одном, стараются помочь, делятся даже последним шматом съедобного, оберегают душу от греха и соблазна, больше всего ставят веру, свои духовные святыни. И хотя подавляющее большинство их гибнет, остается светлая надежда на возрождение, воплощенная в трогательном образе малого Андрейки Катранника. Сам В. Барка писал: «Своими книгами… хочу оказать содействие, лишь бы идеи гуманистического направления, образ и дух открытого, правового общества, основы настоящего демократического правления, нерушимые законы о человеческих правах, с обеспеченными свободами мысли, выражения, творческого поиска, религиозного убеждения… было бы утвержденное и в Украине». Я считаю, что книга «Желтый князь» - открытие и откровение для украинского читателя, новый шаг к развитому, цивилизованного общества в его сознании. Ведь нельзя допустить, чтобы повторилось что-то подобное.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Судьба народа в романе В Барка «Желтый князь». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Судьба народа в романе В Барка «Желтый князь»
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Судьба народа в романе В Барка «Желтый князь», Сочинения по украинской литературе