А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема эмиграции в творчестве В Стефаника - сочинение

“Каменный крест” — единственное произведение Стефаника, посвященное теме эмиграции. Во многих своих новеллах В. Стефаник использует не вымышленные, а настоящие события. Не стала исключением и новелла ” Каменный крест “. Односельчанин писателя, эмигрируя в Канаду, поставил на своем поле каминный крест. В. Стефаник понимает, что надежды крестьян напрасны, знает, что их ожидает в далеких краях. Своим произведением он пытается рассказать, донести до людей, что это за марево — эмиграционное счастье. С другой стороны, он понимает двоякое положение этих бедных людей, сочувствует им, жалеет их. Впечатлительное на человеческое горе, сердце Стефаника плачет кровавыми слезами боли за крестьян и выплескивает свой гнев в новелле “Каменный крест”.

После десятилетнего пребывания в войске Иван вернулся домой. Родителей не застал — они умерли, оставив в наследство хату и холм “самый высокий и самый худший на всем сельском поле”. На него потратил Дидух молодецкую силу, на нем постарел и стал хозяином. Не богатеем, но свой кусок хлеба имел. А теперь, на старость лет, Дидух добровольно бросает хозяйство. Проникнутый страшной тоской, Дидух чувствует себя как камень, который волна выбросила на берег. Да и весь он как будто окаменел. Смотрит перед собой и никого не видит.

Причина этой тоски понятна: это любовь к родной земле и вынужденная разлука с ней. Крестьяне успокаивают его, но они не в состоянии развеять эту страшную тоску. Дидух ставит крест на своем политом кровавым потом поле, и этим он будто заживо себя прячет. Только после обещания людей ухаживать за крестом ему становится немного легче. Самое главное — это хорошее упоминание о мужчине, память о нем у людей.

Особенную тоску вызывает последний танец Дидуха с женщиной. Не понимая, что делает, Иван “обхватил старую за шею и пустился с ней в танец… Люди задеревенели…” Это был танец горя, страдания, страшный танец, будто последний. Жизненная судьба Ивана Дидуха трагическая. Все его усилия изменить жизнь, улучшить ее заканчиваются безрезультатно. Будто ничего и не случилось. Событие состоялось, но ничего и не изменилось. Разве что увеличило тоску по родным краям. Песня Ивана и старого Михаила, в которой слова были “как желтые листья осенние, которые ветер гонит по замерзшей земле…”, — усиливает тему народной драмы, неисполнимых порывов, напрасно потерянных сил молодости.



 
Тема заработка и эмиграции является актуальной и в настоящий момент. Наше время тяжелое, но некоторые слабодушные люди пытаются делать вид, что все хорошо. Наша земля — Украина, и только стоя обеими ногами на родной почве, можно набраться сил и остаться настоящими детьми своей матушки. Нужно оставаться дома и разрешать свои проблемы здесь, а не искать где-то за границей призрачное счастье. Украина за всю историю своего существования натерпелась немало бед, немало страдал народ. И в настоящий момент нам, украинскому народу, нужно быть вместе как никогда. Совместно поднимать нашу землю из руин. И только вера в лучшее и настойчивый труд помогут нам. В своем произведении “Каменный крест” В. Стефаник не говорит об этом прямо, но из подтекста становится понятно, что отдаляться от родного корня нельзя. Новеллы В. Стефаника — это маленькие шедевры, в которых взвешено каждое слово. В плотных, как каменные глыбы, строках просматривает народную обездоленность и бедность. Произведения, напоенные кровью сердца, вобрали в себя любовь и ненависть, извечную жажду счастья и извечную тоску, через его недосягаемость. Творчеству Стефаника присуща глубокая психологическая правдивость написанного, убедительная мотивированность каждого поступка героев. Трагедия доведенного до отчаяния крестьянина, который не знает, что дальше делать, присутствует в каждой новелле автора. Особенно символично она изображена в произведении «Каминный крест». Сюжет сосредоточен на судьбе Ивана Дидуха и его семьи — женщины и двух сыновей. Развернутого рассказа об их нелегкой жизни нет. Дидухи прощаются с родным селом, уезжая в Канаду. Они предпочитают встретиться с неизвестным, чем продолжать нищую жизнь на Родине. Семья вспоминает прошлые лета, которые провели здесь в лишениях и труде. Но даже коротких воспоминаний хватает, чтобы представить грустную картину их бедствования. Старого Ивана издавна называли в селе Переломаным. Причиной того был горб, из-за которого бедняга всегда ходил согнутый дугой. А виновником его увечья был также «горб» — ломоть земли на горе. Эту плохенькую почву оставили сыну убогие родители, которых он уже не застал живыми, вернувшись из войска. И на таком «раздолье» начал Иван хозяйствовать. За собранные в войске деньги он докупил еще немного поля, но там, на лучшем участке, хозяйничала жена и сыновья, а пресловутый горб всю жизнь доводил до ума сам хозяин. Труд на этом наделе был неописуемо тяжелым и каждый раз выжимал из хозяина все соки. Однажды, когда Иван тянул борону на этот кусок земли, его, измученного и вспотевшего, «ветер подвеял», и он застудил поясницу. С того времени его и согнуло дугой. Всю жизнь положил Иван на возделывание этого холма. Не раз, когда тянул «снопы с поля или гной в поле, на Иване жилы выступали». И хоть постная почва приносила семье не столько прибыли, сколько хлопот, однако многолетний труд на земле крепко породнил Ивана со сгорбленным полем. Однажды бедный хозяин выволочил на свой горб каминный крест, чтобы когда-то он стал памятником на могиле ему и жене. Ни о чем не жалеет Иван теперь, прощаясь с односельчанами, прощаясь с краем, в котором прожил жизнь, как за тем горбом и за тем крестом. Он умолял односельчан помнить крест в память об их семье и, плача, просил не проходить мимо него, когда будут обрызгивать другие кресты свяченой водой. За это присягал вовек Бога за свое село молить. Каменный крест стал символом тяжелой крестьянской судьбы, хотя вобрал в себя не только беды, но и маленькие радости жизни Ивана. Хозяин любил свой каменный крест, он отождествился для Ивана с тем тяжелым крестом, который несет крестьянин всю жизнь, — крест изнурительного труда. Хозяин любил и свое нещедрое поле, и свой холм, на котором, обессилев, нередко проклинал жизнь. Но вместе с тем каменный крест был и большим благом, потому что одно лишь воспоминание о нем в свое время спасло Ивана от самоубийства. Уже шел он, доведенный до отчаяния, с бечевкой к старой груше, и в последний момент вспомнился ему оставленный в поле крест. И старый хозяин, покинув плохие мысли, сломя голову побежал на холм. Посидел возле креста, помолился — да и как будто стало легче. Поэтому отправлялись Дидухи в незнакомые края, оставляя в прошлом тяжелый крестьянский труд на Родине и свой крест. Как будто глядя им вслед, чернел он на холме: «Видишь, старая, наш крестик? Там отбито и твое имя…» Тень от того креста, по-видимому, навсегда упадет на их путь — и будет им воспоминанием об обездоленном и суровом, однако все же родном сердцу крае…





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема эмиграции в творчестве В Стефаника. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Тема эмиграции в творчестве В Стефаника
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Тема эмиграции в творчестве В Стефаника, Сочинения по украинской литературе