А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Трагизм рода Половцев (по роману Ю Яновского «Всадники») - сочинение

Верность определенной идее порой побуждает людей перестраивать всю свою жизнь, изменить социальное состояние, отречься от родных и друзей. Немало украинских писателей касались этой темы в своих произведениях, чаще всего описывая период революции- бурное время великих метаморфоз и катастроф. Среди таких произведений следует назвать роман Юрия Яновского «Всадники». Автор этого произведения сделал попытку отобразить трагические события, современником которых ему пришлось быть. «Свирепствовали сабли, и кони бегали без всадников, и Половцы не узнавали друг друга…» От первых и до последних строк первая новелла романа «Двойной круг» держит читателя в постоянном напряжении. Немного пространства - степь; немного времени - несколько часов; и всего одна семья - Половцы.

И этого было достаточно талантливому писателю, чтобы убедительно рассказать о человеческой трагедии, вызванной событиями 1917 года. Андрей, Оверко, Панас, Иван и Сашка, были сыновьями южной украинской степи, а род свой вели от рыбаков Половцев. Росли в родительском доме на морском побережье, занимались рыбацким промыслом. Как стало в доме тесновато от сильных плеч, то разошлись по миру каждый своим путем. А сошлись в степи под Компаниевкой. Встретились врагами. Смерть закружила над той степью и описала «двойной круг». Сначала отряд конницы Симона Петлюры под командованием Оверка Половца победил деникинцев, возглавляемых его братом Андреем. Перед смертью Андрей напомнил брату отцово напутственное слово: «Поэтому роду не будет переводу, в котором братья милуют согласие». Но законы рода уже не имели власти над Оверковой совестью: «Род - это основа, а в первую очередь государство, а когда ты на государство весишь, тогда род пусть плачет, тогда брат брата зарубит, вон как!» И Оверко действительно зарубил Андрея, который в последнюю свою минуту проклял братоубийцу «именем брата и согласием рода». И сбылось проклятие, потому что не прошло и полчаса, как сорвался в степи смерч, а за смерчем примчал махновский отряд Панаса Половца.

Махновцы победили, и Оверка постигла судьба убитого им брата. Перед смертью Оверко слово в слово вспомнил Панасу родительские слова: «Поэтому роду не будет переводу, в котором братья милуют согласие». И услышал в ответ: «Род наш рыбацкий, на море бувальский, род в государство врастает, в закон и ограничение, а мы анархию несем на плечах, зачем нам род, когда не нужны государства, не нужны семьи, а свободное сожительство?» И перед смертью опять проклял брат брата… Оплакивая погибших, с неба над окровавленной степью полил дождь. А за дождем появилось марево: развернулся издалека красный флаг над конным отрядом Ивана Половца. Все могло повториться. Обозначенный семейным проклятием, Панас также мог погибнуть от братской руки, но после поражения он складывает на себя руки. Сашку Половца, самого молодого из братьев, что потянулся за Панасом искать степной вольницы, Иван милует, вроде бы принимая избранный Сашкой путь за ошибку молодости. Остается только догадываться, чем объяснить гуманизм красноармейца Ивана. Возможно, прокоммунистически настроенный Иван Половец никак не мог быть братоубийцей, потому что его политическая ориентация уже сама по себе в то время делала из него «позитивного героя». Но психологически не понятно, почему именно он, а не махновец или петлюровец разорвал страшный круг.


 
Какие человеческие качества ему помогли? Или, может, автор действительно верил, что человек-коммунист не может убить пленного, тем более, если это родной брат. Образ Ивана, созданного писателем, ничем не отличается от образов его братьев, так же ослепленных идеей. Поэтому в романе реплика Ивана над побежденным братом-махновцем кажется странной («…и весь мир за нас, и Карл Маркс…»). Он не горюет и не радуется, он не борется со своими чувствами, а это по-человечески не понятно. Как бы то ни было, а финал неутешителен. Говоря устами автора, «на степи под Компаниевкой однажды в августе 1919 года стояла жара, потом веял рыбацкий ветер, ходили высокие, гибкие столбы пыли, пошел долгий дождь, даже ливень, а между этим продолжались кровавые бои, и Иван Половец потерял трех своих братьев…» Привела ли для того сыновей на мир их мать, чтобы круговерть политических страстей ухватила их, разбрасывала на разные тропинки, а впоследствии бросила друг на друга с оружием? Для того ли старый Мусий Половец ежедневно высматривал их, чтобы уже никогда не увидеть живыми и здоровыми аж трех своих детей? «Поэтому роду не будет переводу…» Разорвалось то, которое казалось исконным и священным. В этом можно видеть не только трагедию рода Половцев, но и трагедию всего украинского народа.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Трагизм рода Половцев (по роману Ю Яновского «Всадники»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Трагизм рода Половцев (по роману Ю Яновского «Всадники»)
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Трагизм рода Половцев (по роману Ю Яновского «Всадники»), Сочинения по украинской литературе