А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Юрий Клен (Освальд Бургардт) (1891—1947) - сочинение

 В декабре 1933 г. в одном из номеров львовского журнала «Вестник» появился сонет «Кортес». В филигранно отчеканенных строках чувствовалась рука мастера, который подписался Юрием Кленом. Вскоре читатели узнали, что за этим псевдонимом стоял Освальд Бургардт - известный литературовед, автор переведенных на украинский язык «Железных сонетов» Й. Винклера, один из киевских «неоклассиков». Юрию Клену судилось продолжить традицию репрессированных друзей: стать живым мостом между ними и художниками Западной Украины и диаспорой. Родился на Подолье, в Сербинивке на Подолье, 4 октября 1891 г. в семье немецкого купца.

Воспитывали его в атмосфере уважения родного языка и обычаев и вместе с тем - любви к Украине, которая стала для них второй родиной. Бургардт не представлял себя без Киева, который стал альфой и омегой его жизни, потерю которого не могло компенсировать ничто, даже благополучная немецкая среда, познанная в годы реэмиграции. Здесь, в Киеве, он закончил с золотой медалью Александровскую гимназию и университет св. Владимира, в котором учились  Зеров, П. Филипович, хотя они не знали тогда еще друг друга. Здесь на способного студента обратил внимание профессор истории и теории литературы В. Перетц, благословил его первую научную попытку «Новые горизонты на территории исследования поэтического стиля (Принцип Э. Эльстера)».

Здесь Юрий Клен формировался как ученый, художник и гражданин. Вернувшись в Киев с неприветливой Архангельщины, с Марьиной горы, куда его вместе с тридцатью молодыми немцами заслали в годы первой мировой войны, О. Бургардт закончил аспирантуру при исследовательском институте УАН (1923), преподавал в железнодорожном техникуме, в кооперативной школе, Голосеевском кооперативном институте, Киевском ИНО, Киевском институте лингвистического образования. Такая насыщенная педагогическая деятельность (перемежеванная с научной), кстати, была присуща всем «неоклассикам». Особенно теплые отношения сложились в О. Бургардта с Зеровым, с которым ему выпало работать в Баришивском социально-экономическом техникуме и трудовой школе (1920-1923), куда их пригласил директор М. Симашкевич.

За короткое время, как вспоминал Бургардт, Баришивка, шутливо названная Зеровым «Лукрозой», «стала культурным центром, который излучал свой мир на всю округу, который достигал даже Киева». Однако творческая атмосфера затмилась неожиданным безосновательным арестом Бургардта (Зеров, к счастью, отсутствовал), которого вместе с баришивскими учителями, заподозренными в «буржуазном» происхождении, пирятинская милиция увезла в Полтаву. Кто знает, как бы сложилась судьба узника, если бы не ходатайство писателя-гуманиста В. Короленко, который протестовал против государственного террора. Баришивский период перевернул представление Бургардта об украинской поэзии, которая казалась ему до тех пор безнадежно провинциальной и неперспективной.

Именно Зеров помог ему развеять этот примитивный миф, позитивно относился к его обогащению украинской литературы переводами, к собственному творчеству. Чрезвычайно самокритичный, Бургардт в 20-е годы не сразу решился писать на украинском языке (перед этим писал стихи на русском).

Сравнивая себя с «неоклассиками»; прежде всего, с Зеровым, Рыльским, он сомневался в целесообразности состязания с такими яркими фигурами, считал, что его работа станет значительно полезнее в области художественного перевода (сборник «Железные сонеты», 1925; переводы с П. Шелл и, Э. Верхарна и др.), научных исследований. Поэтому он позволил себе опубликовать тогда в периодике лишь три стиха: «На переломе», «Октябрь. 1917» (Красный путь. 1924; № 7; 1925; № 9) и «Сковорода» (декламатор «Сияние», учредитель Зеров, 1929). Позднее в состав сборника «Каравеллы» (1944) войдет лишь сонет «Сковорода», в котором отражен близкий мироощущению «неоклассиков» самоуглубленный пантеизм, тяготение к гармонии и душевной красоте. Это был период интенсивного духовного формирования Бургардта в атмосфере бушующих циркуляций интеллектуальных и эстетичных идей украинского ренессанса 20-х годов. Эстетичная концепция «неоклассицизма» оказалась для него единственно близкой.


 
Позиция «неоклассиков» не вписывалась в «ландшафт» непримиримой классовой борьбы на территории литературы, поэтому они постоянно испытывали на себе политические обвинения на идеологической основе в духе примитивно эстетичных, быстрее спекулятивно классовых вкусов вульгарной критики (Б. Коваленко, Я. Савченко, В. Ковш и др.). Дамоклов меч, о котором писал Филипович в «Эпитафии неоклассику» по поводу резолюции ЦК ВКП(б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы», в частности четвертого пункта («…как не прекращается у. нас классовая борьба вообще, так же она не прекращается и на литературном фронте…»), висел над ними постоянно. С болью вспоминал Бургардт печальную историю с сонетом «Лебеди» М. Драй-Хмары, навеянным мотивом стиха Малларме «Лебедь», «Рептильная критика,- читаем в «Воспоминаниях о неоклассиках»,- сразу набросилась на автора, клеймя этот стих как контрреволюционный». Ошеломил его и на скорую руку сфабрикованный процесс СВУ (1930), к которому был привлечен «свидетелем» Зеров. О. Бургардт одним из первых среди «неоклассиков» постиг, что новый обусловленный исторический развитием тип творческого интеллигента, который олицетворяли «неоклассики», лишался перспектив в деперсонализированном обществе, где классовая ненависть отравила человеческие души. «Неожиданный» - хотя кратковременный - арест поэта М. Рыльского стал для меня тревожным сигналом, что подбираются к неоклассикам» . Это побуждало податься в реэмиграцию. Об этом намерении знали только посвященные, в частности Зеров, который подарил ему сонет «Дым родины» («Pro domo»). Вынужденный жить в Германии с 1931 г., Бургардт старался писать стихи на немецком языке, написал немало мастерских поэзий, но им часто не хватало душевного огня. С большой болью он наблюдал за разжиганием сталинской вакханалии, жертвами которой стали и «неоклассики». Он не только постоянно пропагандировал их произведения, а и переводил их на немецкий язык, подготовив антологию «Поэзия обреченных». К сожалению, эта рукопись так и не была напечатана из-за смерть создателя. Данью светлой памяти киевских «неоклассиков» проникнута поэма «Проклятые года» (1937) и эпопея «Пепел империй» (1943-1947). Не потому ли Юрий Клен так близко сошелся с некоторыми поэтами известной еще с 20-х годов «пражской школы» (Л. Мосендз, Елена Телига, О. Ольжич, Е. Маланюк, Ю. Дараган), печатал свои стихи рядом с ними в редактируемом Д. Донцовым журнале «Вестник», ощущал родственность идейно-эстетичных принципов киевской «неоклассики» и «висниковской квадриги», вдохновленной духом волевой страсти и активного самоутверждения. Это были поэты «трагического оптимизма» (Д. Донцов), в их произведениях гармония и сила не конфликтовали, а взаимодоговаривались. Такая одухотворенная волевая целеустремленность лирики Е. Маланюка, Елены Телиги, О. Ольжича и других не могла не отразиться и на сборнике «Каравеллы» (1944) Юрия Клена, где тесно переплелись европейская рыцарская романтика и античная героика с киевской, собственной украинской культурной традицией. Струна, глубоко продуманная композиция сборника воссоздавала драматургию мышления автора, предрасположенного воспринимать жизнь в ее самодвижении и разногласиях, формулировать всесторонне богатую содержанием художественную концепцию мира. Три раздела («Что нужно конкистадорам», «Среди озер ясных», «У Первозванного на горах») - это, собственно, наполненная смысловым действием философская триада. С первых страниц читателя пронимала стихия страстей, мощной раскованной фантазии и культуры рыцарской этики на путях «радостно-чужих».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Юрий Клен (Освальд Бургардт) (1891—1947). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Сочинения по украинской литературе > Юрий Клен (Освальд Бургардт) (1891—1947)
Сочинения по украинской литературе

Сочинения по украинской литературе


Сочинение на тему Юрий Клен (Освальд Бургардт) (1891—1947), Сочинения по украинской литературе