А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Анна Каренина» и «Последние произведения» Толстого - сочинение



Героиня романа - прелестная, обаятельная, правдивая, умная женщина, человек большого, чистого сердца - оказывается вместе с тем ужасной - своей «бесовской» прелестью, эгоистической страстью и неизбежной ложью, паутина которой опутывает ее не только извне (Каренин и светское общество), но и изнутри. «Мне отмщение, и аз воздам» -этот суровый приговор произносит и сама Анна своей жизни с Вронским. Сила сострадания возрождает живую душу в Каренине «министерской машине», черствой, окаменелой и мертвенной. Вронский, типичный представитель «золоченой молодежи петербургской», приученный жить по строго определенному кодексу правил, оказывается способным на поступки неожиданные и отчаянные (попытка самоубийства, пренебрежение карьерой и т. п.).

Все находится в движении. «Люди, как реки» - этот принцип не отменяет социальную обусловленность и типичность характеров, но ломает узкие рамки обусловленности и тем самым наивернейшим образом раскрывает диалектику личной и общественной жизни в эпоху, когда «все переворотилось». Для внутренней жизни героев «Анны Карениной» и это отличительная их черта - характерен напряженный драматизм. Контрасты душевных проявлений, соединение в душевном мире одного человека крайностей добра и зла создают этот драматизм. В жанре романа (Толстой настоятельно подчеркивал, что «Анна Каренина» - первый в его творчестве роман) была создана глубоко оригинальная художественная форма, сочетающая эпос и трагедию.

На рубеже 80-х годов Толстой пережил острый духовный кризис, завершившийся переломом в мировоззрении. Смысл и причины этого перелома точно охарактеризованы в статье «Л. Н, Толстой и современное рабочее движение»: «Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания. По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России, - он порвал со всеми привычными взглядами этой среды и, в своих последних произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».

 
«Последние произведения» это созданное в последние 30 лет литературной деятельности Толстого, от «Исповеди» до «Хаджи-Мурата» и статьи, над которой писатель работал за несколько дней до смерти. Центральное место в этом периоде занимает, конечно, роман «Воскресение» (1889-1899). Толстой усвоил и принял вполне мировоззрение русского патриархального крестьянина, обретя здесь для себя всеобщую, окончательную правду, без которой, казалось ему, прервалась бы и уничтожилась не только его собственная, но вся русская жизнь. А может быть, и жизнь всего мира, поскольку Толстой был убежден (и много писал об этом, особенно в годы первой революции), что именно Россия укажет другим народам путь к справедливой жизни, без капиталистического рабства, бессмысленного истребления людей в войнах, на каких-то новых началах. Начиная с 80-х годов Толстой и в своем художественном творчестве и в публицистике становится беспощадным обличителем всех порядков помещичье-буржуазной России, которые он изображает и оценивает с точки зрения интересов многомиллионной массы русского крестьянства. В этом главная отличительная черта позднего творчества Толстого, позволяющая рассматривать его как новый, качественно отличный от предшествующего период в творчестве писателя. Критическая сторона его реализма преображается в резкое обличение, все чаще оборачивается сатирой. Одновременно в художественных произведениях этих- лет усиливается прямая проповедь религиозно-нравственного учения. Стремление «дойти до корня» (определение В. И. Горького) в поисках социальной и нравственной правды безмерно усиливает «самый трезвый реализм» Толстого; с другой стороны, возникают попытки вместо несправедливой, порочной жизни утвердить как подлинную, действительную - нравственную, желаемую, воображаемую жизнь. Одновременно с реалистическими повестями, рассказами, пьесами («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Власть тьмы», «Плоды просвещения») Толстой пишет разные легенды, притчи, сказания с обширными цитатами из Евангелия («Чем люди живы», «Много ли человеку земли нужно», «Сказка об Иване-дураке…») и в том же евангельском духе организует концовки своих гениальных реалистических созданий. Все эти противоречия явственно видны в содержании и художественной форме последнего романа Толстого - «Воскресение». В дневнике - 26 января 1891 года - Толстой заметил: «Как бы я был счастлив, если бы записал завтра, что начал большую художественную работу. Да, начать теперь и написать роман имело бы такой смысл. Первые, прежние мои романы были бессознательное творчество. С «Анны Карениной», кажется больше 10 лет, я расчленял, разделял, анализировал; теперь я знаю, что что, и могу все смешать опять и работать в этом смешанном».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Анна Каренина» и «Последние произведения» Толстого. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Анна Каренина > «Анна Каренина» и «Последние произведения» Толстого
Анна Каренина

Анна Каренина


Сочинение на тему «Анна Каренина» и «Последние произведения» Толстого, Анна Каренина