А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Бестужев-Марлинский > «Светские» и «кавказские» повести Марлинского
«Светские» и «кавказские» повести Марлинского - сочинение
Особой популярностью в 30-е годы, как уже отмечалось, пользовались «светские» и «кавказские» повести Марлинского. Недостаток значительного, яркого в реальной жизни требовал своего восполнения в других сферах, в данном случае - в искусстве, в литературе. Это во многом объясняет тот исключительный успех, которым пользовался в 30-е годы Марлинский и его повести. По контрасту с окружающей будничностью в них находили живой красочный мир с кипящими страстями («Фрегат «Надежда», 1832), полный загадочности и опасностей («Мулла-Нур», 1836), преодолеваемых, как правило, находчивостью и волею людей, объединенных чувством собственного достоинства, любовью к родной земле («Мореход Никитин», 1834). Мужественные, благородные герои повестей Марлинского увлекали читателей своим стремлением к духовному совершенству. Существенно и то, что, обращаясь к светской среде, создав канон «светской повести» («Испытание», 1831), Марлинский с прежних декабристских позиций раскрывал порочность аристократической морали. Он отстаивает искренность в отношениях, доброту, законы «чести», хотя и принужден с этой целью прибегнуть к идеализации положительных персонажей (Стрелинский, Гремин). Несостоятельность светских норм жизни наглядно раскрыта в повести «Фрегат «Надежда». В высших кругах, как замечает автор, «от собачки до хозяина дома, от плиты тротуара до этрусской вазы - все нерусское, и в наречии и в приемах». У представителей петербургской знати «под улыбкой нет выражения, под слогом не дороешься до мысли, под орденами - сердца». В этой связи необходимо отметить, что Марлинский с редкой в его годы смелостью выступил в защиту самобытных, «русских» начал в общественной жизни, отдавая должное трудолюбию, уму и смекалке людей из народа. Романтической увлекательностью отличаются «кавказские» повести Марлинского «Аммалат-Бек» (1832) и «Мулла-Нур». Помимо экзотической природы, ярких зарисовок местного быта, хорошо изученного Марлинским, многочисленных эпизодов, отличающихся авантюрно-приключенческой остротой, эти повести содержат в себе и характерные для романтического стиля обобщения, имевшие для 30-х годов XIX в. злободневный общественный смысл.
В основу повести «Аммалат-Бек» положена народная легенда, записанная Марлинским в Дербенте. В. ней рассказывается о дагестанском молодом хане Аммалате, перешедшем на сторону мюридов и убившем своего покровителя полковника русской армии Верхов-ского. Но писатель не ограничивается простым пересказом легенды. Он придает ей романтическую окраску, заостряя внимание не столько на событии, сколько на характере персонажа. Аммалат-Бек - волевая, активная и в то же время мятущаяся натура. Этим объясняются быстрые переходы героя от преданности к недоверию, а от него - к мести. Аммалат-Бек попадает в сети, коварно расставленные врагами России, и, разжигаемый подозрениями, осуществляет расправу над человеком, который спас его от неволи. Трагедия усугубляется тем, что Аммалат совершает это преступление как правое дело, надеясь в награду за него добиться руки возлюбленной Селтанет. «Природа подарила ему все, чтобы быть человеком в нравственном и физическом смысле, но предрассудки народные и небрежность воспитания сделали все, чтобы изувечить эти дары природы» - сказано об Аммалате в повести. Так Бестужев выходил к типично романтической коллизии: неблагоприятные обстоятельства оказывают губительное воздействие на личность искреннюю и доверчивую, «страсти», как неумолимый «рок», управляют человеком, часто оказываясь источником его жестоких внутренних противоречий. Конфликт сильной, бунтарски настроенной личности с миром, где царствуют зло и несправедливость, определил кульминационную точку другой «кавказской» повести «Мулла-Нур». Как и в предыдущей повести, Марлинский отталкивается от реальных источников. Но стремление автора к романтическому переосмыслению действительных событий здесь еще более заметно, чем в первой (дербентовской) повести. И надо сказать, что это усилило бунтарский пафос изображения, вывело повесть за рамки традиционного приключенчества. Мулла-Нур - главный персонаж повести - разбойник не по ремеслу, а по убеждению. Он мстит притеснителям, богатым, защищает обиженных. Это - «татарский Карл Моор», как назвал его Белинский. И то, что он борется в одиночку, не затушевывает социальной природы его протеста. Образ Муллы-Нура нарочито окутан дымкой таинственности. Неизвестно, что заставило его убить своего дядю И убежать в горы, кто его помощники в борьбе за справедливость. 11о такая недосказанность острее подчеркивает порыв героя к свободе. Его протест по-своему символизировал осуждение мрачной социальной действительности 30-х годов. Не зря рассказ героя о самом себе «…превратился в какую-то жалобу, в какую-то прерывчатую исповедь, в чудный разговор с самим собою!..» (II, 459). Что-то похожее ощущали и наиболее передовые люди первого, самого тяжелого десятилетия после разгрома декабристов. «Разговор с самим собой», «Жалоба» на настоящее станет лейтмотивом гениальной лирики Лермонтова. Таким образом, в повестях Марлинского 30-х годов отнюдь не исчезли, хотя и заметно трансформировались прежние, декабристские идеи, связанные с критическим отношением к действительности, прославлением в человеке мужества, личной активности, нравственной чистоты и цельности. Стремясь воплотить эти черты в живом наглядном изображении, Марлинский обращался к остроконфликтным ситуациям, используя усложненную, подчас авантюрную интригу («Мулла-Нур»), приемы внезапности («Кровь за кровь», «Лейтенант Белозер»). Положительные герои даны обычно в резком контрасте с окружающей средой («Фрегат «Надежда»). В ее характеристике автор прибегает к «узорчатому» стилю: пышным метафорам, неожиданным сравнениям, каламбурам, а подчас и едким колкостям, когда речь шла о негативных явлениях. Разнообразны и жанровые конструкции повестей Марлинского. Именно он придал известную законченность и достаточно яркую выразительность таким разновидностям (типам) романтических повестей, как «светская» («Испытание»), авантюрно-приключенческая («Аммалат-Бек»), историко-бы-товая («Ревельский турнир»), историко-приключенческая («Латники»). Не утратили своего значения и «этнографические» (преимущественно очеркового характера) повести Марлинского.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Бестужев-Марлинский

Александр  Бестужев-Марлинский


Сочинение на тему «Светские» и «кавказские» повести Марлинского, Бестужев-Марлинский



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Моя будущая профессия
  3. Анализ стихотворения Гумилева капитаны
  4. В чем смысл жизни сочинение
  5. Русский язык сочинение
  6. Описание внешности человека сочинение
  7. Дубровский сочинение
  8. Сочинение про березу
  9. Сочинение на тему моя малая Родина
  10. Пьеса двенадцать месяцев найти сравнения
  11. Мой учитель сочинение
  12. Анализ стихотворения Блока Россия
  13. Сочинение о путешествии
  14. Сочинение на тему случай из жизни
  15. Сочинение на тему природа родного края
  16. Подвиг человека на войне сочинение
  17. Правда Луки
  18. Заметка в газету по русскому языку
  19. Красота человеческих взаимоотношений
  20. Сочинение 4 класс