Cкандальный сборник «Цветы зла» Бодлера - сочинение
Его главное творение - знаменитый, легендарный, скандальный сборник «Цветы зла» (1857), который положил начало европейскому модернизму. Первое, что характерно для него абсолютный пессимизм, глобальное разочарование в мире в духе Байрона. Жизнь предстаёт в стихах Бодлера как нечто страшное, отвратительное, бессмысленное, настоящий Хаос, где царит смерть, разврат, зло, старость, нищета, болезни, голод, преступление. Так устроен мир, и надежды изменить его - нет. Неистребимое зло живёт в самом человеке, лирический герой Бодлера его чувствует в себе. Главный вопрос: как он к этому относится? По-разному. Есть стихи, яркие, сильные, более традиционные, в которых Бодлер осуждает зло в мире и в себе, страдает от зла внутреннего и внешнего. В эту страшную атмосферу всеобщего зла с головой погружает читателя первое же стихотворение сборника «Предисловие».
Приблизительно тот же смысл имеют замечательные стихотворения «Искупление», «Исповедь», «Сплин», «Весёлый мертвец», «Плаванье». В других стихах он прославляет любовь и красоту как спасение и возрождение души, например, стихотворение «Живой факел».
Но есть у Бодлера другие стихи, настоящие бодлеровские, бунтарские, нетрадиционные, где он по-другому относиться к злу - это стихи, где поэт находит позитивное в негативном, красоту в смерти, разложении, наслаждение в грехе и пороке, описывает всё это красиво, красочно. Бодлер находит в зле то, что влечёт к нему человека, отсюда и название сборника: цветы, то есть красота зла. Наслаждение, которое даёт зло и порок, странное, в нём перемешано много противоположных чувств - радость и ужас, наслаждение и отвращение. И всё же к этим ощущениям человек непреодолимо тянется.
Одно из самых известных стихотворений Бодлера «Падаль» - о том, как, прогуливаясь прекрасным летним днём с подругой за городом, автор натыкается на разлагающийся труп лошади, и начинает его подробно, смачно описывать и видит в том, как копошатся черви, своеобразную красоту и гармонию.
* Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи
* Над мерзкой грудою вились,
* И черви ползали и копошились в брюхе,
* Как черная густая слизь.
o
+ Все это двигалось, вздымалось и блестело,
+ Как будто, вдруг оживлено,
+ Росло и множилось чудовищное тело,
+ Дыханья смутного полно.
* И этот мир струил таинственные звуки,
* Как ветер, как бегущий вал,
* Как будто сеятель, подъемля плавно руки,
* Над нивой зерна развевал.
o
+ То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий,
+ Как первый очерк, как пятно,
+ Где взор художника провидит стан богини,
+ Готовый лечь на полотно.
* (перевод В. Левика)
Яркое стихотворение «Гимн Красоте», где красота прославлена именно как красота зла, приводящая к преступлениям, к пороку, к смерти, но дающая небывалые ощущения.
Но самое небывалое, самое чудовищное стихотворение Бодлера - «Мученица. Рисунок неизвестного мастера». В роскошном будуаре в интимной обстановке на постели залитой кровью в бесстыдной позе лежит безглавый труп прекрасной полуодетой женщины - голова стоит тут же на столе. В описании есть изрядная доля изощрённого эротизма. Здесь опоэтизированы и смерть, и ужас, и непристойная эротика.
* Среди шелков, парчи, флаконов, безделушек,
* Картин, и статуй, и гравюр,
* Дразнящих чувственность диванов и подушек
* И на полу простертых шкур,
o
+ В нагретой комнате, где воздух - как в теплице,
+ Где он опасен, прян и глух,
+ И где отжившие, в хрустальной их гробнице,
+ Букеты испускают дух, -
* Безглавый женский труп струит на одеяло
* Багровую живую кровь,
* И белая постель ее уже впитала,
* Как воду - жаждущая новь.
o
+ Подобна призрачной, во тьме возникшей тени
+ (Как бледны кажутся слова!),
+ Под грузом черных кос и праздных украшений
+ Отрубленная голова
* На столике лежит, как лютик небывалый,
* И, в пустоту вперяя взгляд,
* Как сумерки зимой, белесы, тусклы, вялы,
* Глаза бессмысленно глядят.
*
o
+ На белой простыне, приманчиво и смело
+ Свою раскинув наготу,
+ Все обольщения выказывает тело,
+ Всю роковую красоту.
* Подвязка на ноге глазком из аметиста,
* Как бы дивясь, глядит на мир,
* И розовый чулок с каймою золотистой
* Остался, точно сувенир.
o
+ Здесь, в одиночестве ее необычайном,
+ В портрете - как она сама
+ Влекущем прелестью и сладострастьем тайным,
+ Сводящем чувственность с ума, -
* Все празднества греха, от преступлений сладких,
* До ласк, убийственных, как яд,
* Все то, за чем в ночи, таясь в портьерных складках,
* С восторгом демоны следят.
* (Перевод В. Левика)
Стихи откровенно-эротического содержания: «Танцующая змея», «Песнь после полудня», «Украшения», «Проклятые женщины», описывающее лесбийскую любовь.
Пишет Бодлер и явно антихристианские стихи: «Непокорный», «Отречение святого Петра», «Литания Сатане». Есть у Бодлера ряд просто красивых стихотворений, целиком в духе модернизме, описывающих странные, утончённые, сложные ощущения, переживания. «Тревожное небо», «Кот». Необычное мурлыканье кота пробуждает в человеке странные сладкие ощущения, извлекаемые из глубин души.
Итак, Бодлер зафиксировал сложность устройства жизни, отношение его к злу неоднозначно. С одной стороны, он знает, что зло и порок ведут к гибели, страданиям, духовному опустошению. С другой стороны, зло непреодолимо, потому что даёт человеку наслаждение и другие необычные переживания, от которых человек отказаться не может.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Cкандальный сборник «Цветы зла» Бодлера. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Бодлер
> Cкандальный сборник «Цветы зла» Бодлера