А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Бондарев > Достоверность военной прозы Бондарева
Достоверность военной прозы Бондарева - сочинение
С высоким сознанием своего долга и ответственности перед павшими и живыми вступали в литературу недавние фронтовики - Ю. Бондарев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Богомолов, А. Адамович, Е. Носов, К. Воробьев, А. Ананьев, В. Субботин, В. Астафьев, И. Стаднюк. Их произведения, отмеченные печатью собственного причастия к пережитому, исключительной подлинностью жизненного опыта, ставили в центр сюжетного развития личность, поражавшую точностью индивидуальной характеристики и одновременно как бы вобравшую в себя наиболее значительные черты переживаемого времени. Человек, занимая центральное положение в их книгах, представлял собою и неповторимую, бесконечно ценную индивидуальность, и общественную силу, убежденно творящую свое исторически правое дело. Способность точно определить и художественно реализовать подобную задачу, пожалуй, более всего обнаруживала то новое, что так поразило в бондаревских повестях «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», в книгах писателей его поколения. Фабульно ограниченные одной, к тому же не главной, военной операцией, на весьма коротком отрезке безграничного фронта (в «Батальонах» - форсирование Днепра силами двух батальонов, в «Последних залпах» - бой батареи капитана Новикова с немецкими танками в предгорьях Карпат), эти повести обладали ёмким эпическим содержанием, ибо открывали смысл и цену победы, одержанной народом, великую простоту его исторического подвига. В этих книгах, как и в позднее написанных произведениях Бондарева, мы видели не портреты, пусть даже очень верно списанные с натуры, очень похожие, а как бы живых людей, которые не затеряются в неисчислимой солдатской массе, которых нельзя не запомнить, не полюбить. Не похожие друг на друга, они обладали и несомненной общностью, делающей их - таких разных - представителями своего народа, поколения, эпохи. Их разнонаправленные интересы и заботы, вносящие особый акцент в характеристику каждого, в моменты трагической кульминации обретали единство направления и целей, то единство, которое Лев Толстой по аналогии с законами физики назвал «скрытой теплотой патриотизма». Русского патриотизма, одухотворяющего и осмысливающего подвиг, делающего их самих не «отцами» и «дедами» новых поколений, а современниками и единомышленниками, возросшими на той почве, какая питает всех нас и сегодня.
«Во время войны,- говорит Василь Быков,- как никогда ни до, ни после нее, обнаружилась важность нравственности, незыблемость основных моральных критериев. Не нужно много говорить о том, какую роль играли героизм и патриотизм. Но разве только они определяли социальную значимость личности, поставленной нередко в обстоятельства выбора между жизнью и смертью? Как известно, это очень нелегкий выбор, в нем раскрывается вся социально-психологическая и нравственно-этическая сущность личности». Так, с огромной силой и полнотой, возможно, неожиданной для самих персонажей, раскрывалась истинная суть коллизии Иверзева и Ермакова. Каждый, заглянув в лицо смерти, продолжал оставаться человеком и командиром особого типа, сохранял свою индивидуальность. Но менялась соотнесенность их друг с другом, а следовательно, и с главным гуманным замыслом повести… Конфликт, казалось бы локализованный на чисто поенном материале, на деле оказывался конфликтом нравственно-психологическим. Оба они, и капитан, и полковник, выходят из пережитого потрясения, обретя новую глубину характера, новую меру воинского и человеческого знания. Борис оказывался способным осо-знать трагическую диалектику военной стратегии, при-водящей в движение огромные массы людей, подчиненной решению глобальных задач. Иверзев, поняв, «как по» происходит на самом деле, а не на штабной карте дивизии, впервые по-настоящему приобщался к великому воинскому братству. Приобщался с сознанием своей вины, только теперь ощутив себя «ветвью» живого общего древа. Вспомним: первое и единственное желание Ермакова, вырвавшегося из окружения,- желание умереть. Он не хочет жить, не радуется своему спасению потому, что все остальные погибли, он не вывел их из огненного кольца. Он завидует Бульбанюку, у которого не было другого выхода, как пустить себе пулю в лоб. Раненый и захваченный в плен Сергей Овчинников, сознавая, что через час или два его уже не будет, «с чувством черной тоски, изжигающей до слез», думает о том, «что его убьют не так, как убивают других на войне», что «его судьба по какому-то закону внезапно отделилась от тысячи других судеб, оставшихся там, за дымами». Не только жить, но и умереть вместе со своими, быть убитым «так, как убивают на войне» - вот мысль, пронзающая душу Бориса Ермакова и Сергея Овчинникова. Коллизия трагическая, характерная для Русского военного человека, сформированного новой общественной средой, идеалами общности, когда судьба «других», общая судьба, становится главной заботой отдельного человека. В этом чувстве взаимной связанности и ответственности за жизнь других полнее всего сказывается сила идеи гуманизма, открывается важный общий смысл изображаемого. Проблемы гуманности при этом ставятся и решаются как проблемы активного действия в защиту человека и человечности, как решительное сопротивление антигуманизму. Так еще раз, с новой стороны, открывается социалистическое содержание поемной прозы.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Юрий Бондарев

Юрий  Бондарев


Сочинение на тему Достоверность военной прозы Бондарева, Бондарев



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. На поле куликовом Блок анализ
  4. Описание внешности человека сочинение
  5. Детство сочинение
  6. Образ Чичикова
  7. Сочинение про войну
  8. Смысл названия Романа отцы и дети
  9. Заметка в газету по русскому языку
  10. Анализ стихотворения Брюсова юному поэту
  11. Сочинение Тарас бульба
  12. Сочинение про друга
  13. Сочинение рассказ на основе услышанного
  14. Сочинение о животных
  15. Анализ стихотворения Гумилева
  16. Сочинение на тему отцы и дети
  17. Сочинение про музыку
  18. Моя будущая профессия
  19. Сочинение на тему описание местности
  20. Любовь сочинение