А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема дворянско крепостнической России в произведениях - сочинение



Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И. А. Гончаров описывает в «Обломове», как мерный ход жизни в Обломовке превращается в кипучую деятельность поместья Штольца. Барство уходит в прошлое, но с ним связаны культура и традиции целого класса — дворянства. Об этом же писал и Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», борьба новых явлений со старым укладом жизни нашла свое отражение и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». На рубеже двух веков к этой теме обращается и такой великий русский писатель, как Иван Алексеевич Бунин.

Почему тема дворянской Руси столь близка сердцу Бунина? Известно, что он родился не просто в дворянской семье. Род Буниных был очень древним, и писатель по праву гордился своими предками. Он прекрасно знал образ жизни поместного дворянства, его культуру, быт. Но так же хорошо он знал и жизнь простого крестьянского люда.
В детстве в деревне от матери и дворовых он наслушался песен и сказок. Воспоминания о детских годах — лет с семи, как писал Бунин, — связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и их обитателями. Он целыми днями пропадал в ближайших деревнях, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, «шершавые и бугристые огурчики», и за этой трапезой, «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир», — писал Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсе-ньева». Поэтому для писателя уход в прошлое этого уклада жизни был настоящей трагедией. Тема расставания с близкой ему Россией, той, которую он знал с самого детства, раскрывается в таких произведениях Бунина, как «Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Суходол», «Деревня» и других.

В повести «Суходол» писатель с грустью воссоздает хронику некогда знатного рода дворян Хрущевых: «Многие из соплеменников наших, как и мы, знатны и древни родом. Имена наши поминают хроники: пред- ки наши были и стольниками, и воеводами, и «мужами именитыми», ближайшими сподвижниками, даже родичами царей. И называйся они рыцарями, родись мы западнее, как бы твердо говорили мы о них, как долго еще держались бы! Не мог бы потомок рыцарей сказать, что за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько выродилось, сошло с ума, наложило руки на себя или было убито, спилось, опустилось и просто потерялось где-то бесцельно и бесплодно!»
Барство у Бунина уходит вместе с его представителями. Дворяне у него вырождаются. Это ярко видно в повести «Суходол», показывающей, как измельчал некогда знатный род. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кириллович умирает от руки крепостного. Представители некогда знатного дворянского рода просто «сосуществуют» между собой, иногда доходило до того, что они хватались за ножи и ружья.

При этом Бунин с симпатией относится к простому люду. «Порой мне казалось на редкость заманчивым быть мужиком», — писал он. Жизнь богатых, зажиточных мужиков писатель сравнивает с жизнью среднего дворянства. Бунину нравится их трудолюбие, набожность, размеренный уклад жизни — все, что составляло основу той Руси, которая была так близка писателю и которая уходила в прошлое.

Но Бунин видел и забитость крестьянства, его невежество и бесхозяйственность. Герой его замечательной повести «Деревня» Тихон Краснов до глубины души поражен, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» — думает он. Его брат Кузьма винит в этом правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забили народ».

Повесть Бунина «Деревня», напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной популярности писателя. За «Деревней» последовали другие повести и рассказы, как писал Бунин, «резко рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы». По мнению Максима Горького, о чем он и написал автору «Деревни», Бунин в этом произведении «широко захватил жизнь русского народа, касается проблем исторических, национальных и того, что было злобой дня, — войны и революции». При этом он изображает современную ему деревню «без всяких прекрас».
«Беспощадная правда» бунинской повести была основана на глубоком знании ее автором «мужицкого царства». В ней Бунин показывает жизнь крестьянства накануне первой русской революции, события которой полностью разрушают привычный ход жизни в деревне. Мы видим какие-то мужицкие сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул бедноты... Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти для себя точку опоры. Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие отношения, заводят героев «Деревни» в тупик.

 
Герои Бунина очень тяжело переживают все эти события. Иногда они не в силах выносить разлад в привычной им жизни: Арсений Семенович из рассказа «Антоновские яблоки» застрелился. В этом рассказе Бунин идеализирует доброе старое время, когда дворянство переживало свои лучшие времена. Вчитываясь в его строки, мы начинаем видеть целую историю расцвета и заката жизни помещичьих усадеб, описание осени дворянства. Антоновские яблоки — символ жизни, благополучия. Поэтому не случайно лучшие воспоминания Бунина о прежней богатой дворянской жизни связаны именно с антоновкой, такой реальной, что мы, кажется, слышим ее запах. Творчество И. А. Бунина занимает значительное место не только в русской, но и во всемирной литературе. В мире прозу Бунина приравняли к произведениям Толстого и Достоевского, говоря при этом, что он обновил русское искусство и по форме, и по содержанию, привнес в реализм XIX века новые черты и краски. Описывая современные ему события, Бунин выдвигает на первый план вечные ценности — добро и красоту. Это давало писателю столь необходимое ему ощущение связи с прошлым. Начало XX века вошло в историю как время грандиозных исторических и культурных потрясений, период надежд и разочарований- По словам Н. Бердяева, эта эпоха соединила в себе «чувство заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни». Общим для всех было ощущение изжитости существовавшего порядка вещей. Представления об однозначных закономерностях, об абсолютной предсказуемости человеческой жизни и реальной возможности объяснить действительность оказались несостоятельными. Этим определялся напряженный поиск новой системы ценностей, в который активно включилась литература рубежа веков и начала XX века. Социальная динамика обусловила напряженно драматическое переживание действительности в искусстве. С начала нового столетия литература становится полем соревнования различных направлений, искавших собственные ответы на поставленные ранее вопросы. Для сознания людей было характерно не только отрицание несовершенной действительности, но и нарастая сомнений в возможности близкого обновления. Этим определяется усиление катастрофических настроений в литературе. Трагическое предчувствия, мрачный взгляд на перспективы человека отражены в прозе И. Бунина. Писатель обращался к сложным нравственным философским проблемы. Своим учителем писатель считал Л. Толстого, который повлиял на трактовки некоторых тем. И. Бунин увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу насилием. Герой повести «Деревня» Кузьма верит в идеал Платона Каратаева. Но жизнь заставляет усомниться в возможности его осуществления. Автор наделяет героя собственными раздумьями и разочарованиями. И. Бунину присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затронутой в повести Толстого «Смерть Ивана Ильича». В этом произведении смерть изображается как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает всю свою жизнь. Соглашаясь с Толстым, Бунин идет дальше своего учителя. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» показывает безликого американского миллионера, чья жизнь была расписана по дешевым рецептам и пронизана фальшью. Это всего лишь скверная игра, за которой скрыто духовное угасание. Не случайно господин из Сан-Франциско умирает, казалось бы, в лучшие мгновения жизни. Все его существование иллюзорно, и к нему не приходит раскаяние. После смерти миллионера ничего не меняется вокруг. Бездушная игра продолжается: хозяин отеля не хочет тревожить постояльцев, а на пароходе, где американец был одним из желанных пассажиров, теперь тщательно прячут гроб с его телом в трюме. Прячут и продолжают вести призрачную жизнь. Кораблю с названием «Атлантида» Бунин придает символический смысл, делая пароход моделью мира, находящегося на краю пропасти в хаосе и тумане, не замечая океана зияющей бездны, грозящей проглотить корабль-человечество, и дьявола, следящего за пароходом. Сложным было отношение писателя к Ф. Достоевскому. Бунин отрицал его мировоззрение, но все-таки обращался к проблемам, затронутым Достоевским. Сильнее всего это проявилось в рассказе «Петлистые уши». Бунин доводит до крайности характер идейного преступника. Отталкиваясь от образа Раскольникова, писатель показывает преступление без наказания. Мир, по мнению Бунина, достиг предела бездуховности и распада. Адам Соколович иронизирует над Достоевским, утверждая, что покаяние — это удел слабых. Одним из участников действия рассказа является Петербург. Бунин развивает тему города кошмаров, города дьявола и «петлистых ушей». Столь мрачная картина, нарисованная писателем, заставляет убедиться в том, что на смену надеждам русской классики приходят безнадежность и трагические предвидения. По мироощущению И. Бунину ближе всех был А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в творчестве последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает новое столетие. Бунин перенял у своего старшего современника интерес к жизни обычного человекаа не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь в российской глубинке. Рассказ «Чаша жизни» написан в духе чеховского «Ионыча». Вещный мир поглощает героев, убивая их мечты. Обаятельна и трогательна Александра Васильевна, главная героиня, чей внутренний мир наполнен радостью и надеждой. Но и ее жизнь прошла без счастья и смысла. Попытка вернуться к памяти юности и весны оказалась безнадежной: ничего исправить героиня уже не успевает. В конце рассказа возникает образ поезда, несущегося через всю Россию, где очень много несостоявшихся людей. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная поддержать человека, — это вспышка любви. Об этом рассказ «Солнечный удар». Построенный по аналогии с чеховским рассказом «Дама с собачкой», он содержит внутреннюю полемику с ним. Для Чехова встреча героев и посетившее их чувство — залог будущего обновления жизни. Для Бунина любовь — это только мгновение, солнечный удар. За ним может не последовать изменений, но в нем оправдание всей их жизни. Обращение к творчеству И. Бунина позволяет понять, как шло развитие русской литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное звучание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более искусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, открывая новые горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения И. Бунина.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема дворянско крепостнической России в произведениях. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Бунин > Тема дворянско крепостнической России в произведениях
Иван Бунин

 Иван  Бунин


Сочинение на тему Тема дворянско крепостнической России в произведениях, Бунин