Поэма «Возмездие», по замыслу поэта, должна была охватить всю ширь его размышлений о жизни, о судьбах родины как единственной всеобщности, способной поглотить индивидуалистическую отчужденность личности. И тогда символика ястреба, хищно парящего над лугом, начинает казаться поэту ограниченной судьбой демонических отщепенцев. Ястребу демонических сил истории нужно противопоставить нечто незыблемое, неоспоримое в своей изначальности. Этим синтезирующим началом всех начал, при всех оговорках и сомнениях, для поэта была родина как совокупность народного существования, народного бессмертия. Так возникает самостоятельное стихотворение «Коршун», призванное завершить цикл «Родина» - важнейшую тематическую группу лирики третьего тома.
Стихотворение как будто сохранило все элементы аналогичного отрывка поэмы, хотя стало почти вдвое короче. На первый взгляд, и концовки тождественно скорбные. В поэме - категоричность утверждения: судьба детей России - «чтоб их терзали ястреба». В стихотворении концовка приобретает вопросительную интонацию: доколе? Вместе с материнской грудью младенец впитывает в себя рабьи призывы к терпению и покорству. Но мятеж, полыхание деревень возникают над унылой покорностью.
По сравнению с отрывком поэмы сдвинулась сама социальная география стихотворения. В поэме коршун символизировал демоническую силу индивидуалистической отчужденности, вторгшейся в полупатриархальную среду дворянского рода, не чуждого просвещению, - либерального прекраснодушия. Ведь в предисловии к поэме А.Блок утверждал, что развитие рода достигалось и ценою утраты высоких свойств. В стихотворении иное обобщение, перед нами не судьба крестьянского рода, а доля деревенская, тут крестьянская мать причитает над младенцем о крестной доле его.
В двенадцати строках стихотворения предстала судьба народная, над которой висло хищное раскрылие коршуна. Однако в обоих вариантах коршун вырастает в собирательный образ зла. Однако зла преодолимого, - вопросительная интонация «Доколе?» уже указывает, что срок настанет, не вечным же быть хищному парению. В одном из самых проникновенных стихотворений А. Блока - «Русь», с его зачином «Ты и во сне необычайна», глубоко личной интонацией звучит строфа: И сам не понял, не измерил, Кому я песню посвятил, В какого бога страстно верил, Какую девушку любил. Поэт действительно не всегда знал, какому богу верит, но вне страстной веры и не представлял себе искусства. Поэма Блока была посвящена возмездию истории, поэт предавал казни социальную среду, близкую ему по крови, по строю переживаний. Он и себя возводил на плаху, но и тут загадывал:
* Какие ж сны тебе, Россия,
* Какие бури суждены?..
* Отбрасывая иллюзии, тут же и признавал:
* Но в эти времена глухие
* Не всем, конечно, снились сны…
Путей в сферу социально прекрасного Блок не знал. Поэтому лишь в лирических снах способен он был прорваться в манящую невесомость будущего, - субъективно поэт не мог не верить в это будущее. Так возникает и стихотворение «Новая Америка», отнесенное поэтом к циклу «Родина», столь необычайное для А.Блока. В поэме «прекрасные черты» никак не прорезывались, а вне вещих снов поэзия Блока не могла развиваться.
В промышленном развитии сонной, нищей страны поэту мнится такой разлив бытия, что даже и эстетически он радостно приемлет внешнюю непривлекательность фабричного будущего:
* А уж там, за рекой полноводной,
* Где пригнулись к земле ковыли,
* Тянет гарью горючей, свободной,
* Слышны гуды в далекой дали…
В самом противопоставлении «пригнувшимся» к земле ко- вылям, пахнущим пустынной отрешенностью, «свободной» гари, рвущихся из далекой дали гудов - заложен огромный смысл. В наследие от русского искусства А. Блок принял святое преклонение перед неяркой красотой родного края. Он приумножил эту национальную традицию, ведь и ему так много раскрыла русская природа, ее «шелесты в овсе». А в стихотворении «Новая Америка» поэт утверждает:
* На пустынном просторе, на диком
* Ты все та, что была, и не та,
* Новым ты обернулась мне ликом,
* И другая волнует мечта…
* Черный уголь - подземный мессия,
* Черный уголь - здесь царь и жених.
* Но не страшен, невеста, Россия,
* Голос каменных песен твоих!
В этом ощущении России «невестой» все то же лирическое, интимное отношение к родине. Если покорно следовать архитектонике трех томов лирики, легко впасть в искушение спрямить путь поэта, приписать ему жесткую определенность мотивов, а при желании - и неоправданно героизировать его биографию, подвести его к поэме «Двенадцать» прямиком, строевым шагом. В действительности все было весьма запутанно. В мучительных, а часто и болезненных метаниях поэта противоречия эпохи сказывались и осложнялись его субъективной смятенностью, максимализмом его требований, его стремлением соизмерять хмурую логичность действительности с лиризмом его поэтических представлений. Интеллигент и гуманист, А. Блок страдал от реального противоречия между ростом буржуазной цивилизации и нравственной угнетенностью личности. Это было страданием реальным, коренившимся в объективных условиях действительности.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Главный мотив поэмы Блока «Возмездие». Поищите еще с сайта похожие.