Анализ заключительных сцен трагедии «Гамлет» - сочинение
Убедившись после спектакля, что Клавдий - убийца, Гамлет не может действовать, ибо для него важно до конца соразмерить свой поступок со своими нравственными представлениями, со своими представлениями о чести и справедливости. Гамлету нужно, чтобы возмездие было до конца соразмерным вине Клавдия. Так, например, он отказывается от осуществления своего замысла во время молитвы Клавдия:
Теперь свершить бы все - он на молитве;
* И я свершу, и он взойдет на небо;
* И я отмщен. Здесь требуется взвесить:
* Отец мой гибнет от руки злодея,
* И этого злодея сам я шлю на небо.
* Ведь это же награда, а не месть!
* Отец сражен был в грубом пресыщенье,
* Когда его грехи цвели, как май;
* Каков расчет с ним, знает только небо.
* Но по тому, как можем мы судить,
* С ним тяжело; и буду ль я отмщен,
* Сразив убийцу в чистый миг молитвы,
* Когда он в путь снаряжен и готов. Нет.
* Назад, мой меч, узнай страшней обхват,
* Когда он будет пьян или во гневе,
* Иль в кровосмесных наслажденьях ложа,
* В кощунстве, за игрой, за чем-нибудь,
* В чем нет добра. - Тогда его сшиби,
* Так, чтобы пятками брыкнул он в небо
* И чтоб душа была черна, как ад,
* Куда она отправится…
А пока Гамлет рефлексирует, его дядя действует. Предчувствуя, что именно от Гамлета можно ждать угрозы, он через своего придворного Полония и его дочь Офелию, возлюбленную Гамлета, организует слежку за своим потенциальным мстителем (Офелия, впрочем, даже и не подозревает о той роли, в которой она используется, о том, что за ее разговорами с Гамлетом будет следить ее отец, Полоний). Затем Гамлета пытаются послать на верную смерть в Англию (обстоятельства убийства уже продуманы) . Наконец, король Клавдий инспирирует поединок Гамлета с Лаэртом, сыном убитого Гамлетом Полония и братом сошедшей с ума и покончившей с собой Офелии: при этом предусмотрительно отравляются как клинок рапиры, которая должна поразить Гамлета, так и вино, которое, как предполагается, должен выпить Гамлет (в финале выпивает это вино королева.
Гамлет и Лаэрт гибнут от ран, нанесенных друг другу отравленным клинком, но Гамлет все же перед смертью разит отравленным клинком и короля). Итак, Гамлет по ходу действия сталкивается все с новыми, ранее неведомыми ему проявлениями человеческой низости. Одним из наиболее страшных проявлений этой низости оказывается то, что ее заложником становится и то лучшее, что есть в человеке. Братоубийца Клавдий ставит себе на службу и чистую, светлую любовь к Гамлету ничего не подозревающей Офелии, и опять же чистую, полностью оправданную ненависть к Гамлету со стороны Лаэрта. В самом деле, как мог относиться к Гамлету этот юноша, если Гамлет стал убийцей (пусть невольным) его отца, Полония, и виновником помешательства и гибели (пусть опять невольным) его сестры, Офелии (Гамлет не желал Офелии зла, но погибла она из-за него)? И вот Клавдий, который спровоцировал все, что случилось с отцом и сестрой Лаэрта, использует чистую искреннюю ненависть Лаэрта к Гамлету для продолжения своей преступной игры. Он вовлекает Лаэрта в коварно подготовленную интригу, исходом которой должна быть гибель Гамлета.
Клавдий идет на все. И земля под ним не разверзается. Гамлет же постепенно приходит к выводу, что весь мир - это тюрьма - «и превосходная, со множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания - одна из худших». И уже на фоне этого бесконечного зла сама рефлексия, само бесконечное сомнение кажутся Гамлету теперь чем-то кощунственным:
* Быть иль не быть - таков вопрос;
* Что благородней духом - покоряться
* Пращам и стрелам яростной судьбы
* Иль, ополчась на море смут, сразить их
* Противоборством? Умереть, уснуть
* И только; и сказать, что сном кончаешь
* Тоску и тысячу природных мук,
* Наследье плоти, - как такой развязки
* Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть!
* И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность;
* Какие сны приснятся в смертном сне,
* Когда мы сбросим этот бренный шум, -
* Вот что сбивает нас; вот где причина
* Того, что бедствия так долговечны;
* Кто снес бы плети и глумленье века,
* Гнет сильного, насмешку гордеца,
* Боль презренной любви, судей медливость,
* Заносчивость властей и оскорбленья,
* Чинимые безропотной заслуге,
* Когда б он сам мог дать себе расчет
* Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей,
* Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
* Когда бы страх чего-то после смерти -
* Безвестный край, откуда нет возврата
* Земным скитальцам, - волю не смущал,
* Внушая нам терпеть невзгоды наши
* И не спешить к другим, от нас сокрытым?
* Так трусами нас делает раздумье,
* И так решимости природный цвет
* Хиреет под налетом мысли бледным,
* И начинанья, взнесшиеся мощно,
* Сворачивая в сторону свой ход,
* Теряют имя действия…
В другом месте Гамлет клянет свои сомнения еще более откровенно:
* … То ли это
* Забвенье скотское, иль жалкий навык
* Раздумывать чрезмерно об исходе,
* Мысль, где на долю мудрости всегда
* Три доли трусости, - я сам не знаю,
* Зачем живу, твердя: «Так надо сделать»,
* Раз есть причина, воля, мощь и средства,
* Чтоб это сделать.
Само сомнение оказывается под сомнением - на фоне клокочущего ненавистью мира. История знает целый ряд литературных героев, имена которых стали почти нарицательными и образы которых впоследствии оживали в большом количестве других художественных произведений и научных трудов. История мировой культуры знает немало Дон Жуанов и Фаустов.
Нарицательными стали имена Отелло (чем мы, кстати, тоже обязаны шекспировской трагедии), Дон Кихота, Гаргантюа, Квазимодо. В этот ряд можно поставить и Гамлета, который давно уже стал в рамках европейской и русской культурных традиций воплощенным символом сомнения и связанной с этим неспособности к решительному действию.
И вот, например, И.С.Тургенев написал даже статью «Гамлет и Дон Кихот», в которой выделил в качестве двух «полюсов», определяющих волевые свойства личности, «гамлетовское» и «донкихотское» начала: «В этих двух типах воплощены две коренные противоположные особенности человеческой природы - оба конца той оси, на которой она вертится». В своих произведениях 1850-х годов Тургенев создал целую галерею современных ему Гамлетов и Дон Кихотов, а Базаров из «Отцов и детей», по убеждению литературоведа Ю.Манна, замыкает эту галерею, являясь своего рода «гамлетизирующим Дон Кихотом».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Анализ заключительных сцен трагедии «Гамлет». Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Гамлет
> Анализ заключительных сцен трагедии «Гамлет»