А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гамлет > Анализ заключительных сцен трагедии «Гамлет»
Анализ заключительных сцен трагедии «Гамлет» - сочинение
Убедившись после спектакля, что Клавдий - убийца, Гамлет не может действовать, ибо для него важно до конца соразмерить свой поступок со своими нравственными представлениями, со своими представлениями о чести и справедливости. Гамлету нужно, чтобы возмездие было до конца соразмерным вине Клавдия. Так, например, он отказывается от осуществления своего замысла во время молитвы Клавдия: Теперь свершить бы все - он на молитве; * И я свершу, и он взойдет на небо; * И я отмщен. Здесь требуется взвесить: * Отец мой гибнет от руки злодея, * И этого злодея сам я шлю на небо. * Ведь это же награда, а не месть! * Отец сражен был в грубом пресыщенье, * Когда его грехи цвели, как май; * Каков расчет с ним, знает только небо. * Но по тому, как можем мы судить, * С ним тяжело; и буду ль я отмщен, * Сразив убийцу в чистый миг молитвы, * Когда он в путь снаряжен и готов. Нет. * Назад, мой меч, узнай страшней обхват, * Когда он будет пьян или во гневе, * Иль в кровосмесных наслажденьях ложа, * В кощунстве, за игрой, за чем-нибудь, * В чем нет добра. - Тогда его сшиби, * Так, чтобы пятками брыкнул он в небо * И чтоб душа была черна, как ад, * Куда она отправится… А пока Гамлет рефлексирует, его дядя действует. Предчувствуя, что именно от Гамлета можно ждать угрозы, он через своего придворного Полония и его дочь Офелию, возлюбленную Гамлета, организует слежку за своим потенциальным мстителем (Офелия, впрочем, даже и не подозревает о той роли, в которой она используется, о том, что за ее разговорами с Гамлетом будет следить ее отец, Полоний). Затем Гамлета пытаются послать на верную смерть в Англию (обстоятельства убийства уже продуманы) . Наконец, король Клавдий инспирирует поединок Гамлета с Лаэртом, сыном убитого Гамлетом Полония и братом сошедшей с ума и покончившей с собой Офелии: при этом предусмотрительно отравляются как клинок рапиры, которая должна поразить Гамлета, так и вино, которое, как предполагается, должен выпить Гамлет (в финале выпивает это вино королева. Гамлет и Лаэрт гибнут от ран, нанесенных друг другу отравленным клинком, но Гамлет все же перед смертью разит отравленным клинком и короля). Итак, Гамлет по ходу действия сталкивается все с новыми, ранее неведомыми ему проявлениями человеческой низости. Одним из наиболее страшных проявлений этой низости оказывается то, что ее заложником становится и то лучшее, что есть в человеке. Братоубийца Клавдий ставит себе на службу и чистую, светлую любовь к Гамлету ничего не подозревающей Офелии, и опять же чистую, полностью оправданную ненависть к Гамлету со стороны Лаэрта. В самом деле, как мог относиться к Гамлету этот юноша, если Гамлет стал убийцей (пусть невольным) его отца, Полония, и виновником помешательства и гибели (пусть опять невольным) его сестры, Офелии (Гамлет не желал Офелии зла, но погибла она из-за него)? И вот Клавдий, который спровоцировал все, что случилось с отцом и сестрой Лаэрта, использует чистую искреннюю ненависть Лаэрта к Гамлету для продолжения своей преступной игры. Он вовлекает Лаэрта в коварно подготовленную интригу, исходом которой должна быть гибель Гамлета. Клавдий идет на все. И земля под ним не разверзается. Гамлет же постепенно приходит к выводу, что весь мир - это тюрьма - «и превосходная, со множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания - одна из худших». И уже на фоне этого бесконечного зла сама рефлексия, само бесконечное сомнение кажутся Гамлету теперь чем-то кощунственным: * Быть иль не быть - таков вопрос; * Что благородней духом - покоряться * Пращам и стрелам яростной судьбы * Иль, ополчась на море смут, сразить их * Противоборством? Умереть, уснуть * И только; и сказать, что сном кончаешь * Тоску и тысячу природных мук, * Наследье плоти, - как такой развязки * Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть!
* И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность; * Какие сны приснятся в смертном сне, * Когда мы сбросим этот бренный шум, - * Вот что сбивает нас; вот где причина * Того, что бедствия так долговечны; * Кто снес бы плети и глумленье века, * Гнет сильного, насмешку гордеца, * Боль презренной любви, судей медливость, * Заносчивость властей и оскорбленья, * Чинимые безропотной заслуге, * Когда б он сам мог дать себе расчет * Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей, * Чтоб охать и потеть под нудной жизнью, * Когда бы страх чего-то после смерти - * Безвестный край, откуда нет возврата * Земным скитальцам, - волю не смущал, * Внушая нам терпеть невзгоды наши * И не спешить к другим, от нас сокрытым? * Так трусами нас делает раздумье, * И так решимости природный цвет * Хиреет под налетом мысли бледным, * И начинанья, взнесшиеся мощно, * Сворачивая в сторону свой ход, * Теряют имя действия… В другом месте Гамлет клянет свои сомнения еще более откровенно: * … То ли это * Забвенье скотское, иль жалкий навык * Раздумывать чрезмерно об исходе, * Мысль, где на долю мудрости всегда * Три доли трусости, - я сам не знаю, * Зачем живу, твердя: «Так надо сделать», * Раз есть причина, воля, мощь и средства, * Чтоб это сделать. Само сомнение оказывается под сомнением - на фоне клокочущего ненавистью мира. История знает целый ряд литературных героев, имена которых стали почти нарицательными и образы которых впоследствии оживали в большом количестве других художественных произведений и научных трудов. История мировой культуры знает немало Дон Жуанов и Фаустов. Нарицательными стали имена Отелло (чем мы, кстати, тоже обязаны шекспировской трагедии), Дон Кихота, Гаргантюа, Квазимодо. В этот ряд можно поставить и Гамлета, который давно уже стал в рамках европейской и русской культурных традиций воплощенным символом сомнения и связанной с этим неспособности к решительному действию. И вот, например, И.С.Тургенев написал даже статью «Гамлет и Дон Кихот», в которой выделил в качестве двух «полюсов», определяющих волевые свойства личности, «гамлетовское» и «донкихотское» начала: «В этих двух типах воплощены две коренные противоположные особенности человеческой природы - оба конца той оси, на которой она вертится». В своих произведениях 1850-х годов Тургенев создал целую галерею современных ему Гамлетов и Дон Кихотов, а Базаров из «Отцов и детей», по убеждению литературоведа Ю.Манна, замыкает эту галерею, являясь своего рода «гамлетизирующим Дон Кихотом».

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Гамлет

Гамлет


Сочинение на тему Анализ заключительных сцен трагедии «Гамлет», Гамлет



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему мой лучший друг
  3. Сочинение про березу
  4. Детство сочинение
  5. Образ Чичикова
  6. Сочинение про войну
  7. Смысл названия Романа отцы и дети
  8. Заметка в газету по русскому языку
  9. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  10. Сочинение по рассказу пенсне
  11. Дубровский сочинение
  12. Письмо маме
  13. Описание мамы
  14. Сочинение на тему телевидение
  15. Судьба человека главный герой
  16. Живое пламя сочинение
  17. Сочинение рассуждение на тему совесть
  18. Сочинение про маму
  19. Мое любимое время года сочинение
  20. Сочинение на тему милосердие
  Трагедия Гамлет анализМобильная версия

Анализ стихотворения Блока Россия В здоровом теле здоровый дух сочинение