А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности - сочинение

Свобода человека становится высочайшей человеческой   ценностью только на путях добра. Нет этого сочетания - и она может  оказаться свободой самых античеловеческих, противоречащих   природе человека, проявлений/свободой умирания в человеке   человека. И это тоже подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни  ценны и ни близки нам те истинные обретения, что есть в этом  опыте, он не может быть истинным в своей цельности.  Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм   Печорина как жизненную программу, как философию жизни не   составляет уже для нас, сегодняшних людей, непосильной задачи. 

Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время  открывает перед нами эти возможности лишь потому, что   вобрало в себя опыт, выстраданный предыдущими поколениями, - в  том числе и поколением Печорина. Да, самому Печорину   сбросить с себя вериги своего индивидуализма не удалось, хотя опыт  этого индивидуализма и наталкивал его на истины, живое   переживание которых несло в себе реальное отрицание   индивидуализма. Похоже, что и сам Лермонтов, «сильно симпатизирующий с ним», по словам Белинского, был где-то только на   половине той дороги, которую указывало ему и его герою живое   переживание этих истин.

Но он их чувствовал, он их ощущал, и   можно только поражаться той его проницательности и тому   реализму, с которым он сумел указать на них (и в этом тоже предваряя  Достоевского) в своей «истории человеческой души» Печорина.  Всмотримся - на протяжении всего романа Печорин   неустанно демонстрирует верность своему принципу: принимать   страдания и радости других только в отношении к себе, как «пищу»,  поддерживающую его душевные силы. Вторжение «в мирный  круг честных контрабандистов», вырванная из родной семьи и  брошенная Бэла, упорное преследование княжны Мери, ее   обманутая любовь, смерть Грушницкого, холодное пари с Вуличем, где ставкой жизнь человека…  И вправду, словно «топор в руках судьбы», словно «орудие  казни»! И - «всегда без сожаления», всегда и во всем лишь «для  себя, для собственного удовольствия…»  Но что же? Каковы результаты?  «Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни  одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головой…» 



 
Ну, а как с декларированным «первым моим удовольствием» подчинять «моей воле все, что меня окружает»? Насколько подтверждено то уверение, что «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха» - «первый признак и величайшее торжество власти», что «быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права», - «самая… сладкая пища нашей гордости» и что счастье и есть не что иное, как «насыщенная гордость»? Да, Печорин не устает «подчинять своей воле все окружающее», служит «причиною страданий и радостей» других, «не имея на то никакого положительного права», и, следовательно, недостатка ощущения «насыщенной гордости» у него нет. Но где же второй член тождества - счастье? Увы, вместо счастья - утомление и скука. Попытки обмануть себя разнообразием насыщающей гордость «пищи» не дают результата - оказывается, что к жужжанию чеченских пуль можно привыкнуть почти так же, как к писку комаров, а невежество и простосердечие дикарки так же надоедает, как и кокетство знатной барышни… И даже в лучшем из забвений - истинной и глубокой женской любви - настоящего забвения все же опять- таки нет: ведь и ее дары, поглощаемые как пища для поддержания душевных сил, в сущности, уже не дары, а заранее взвешенное удовольствие. При известном житейском опыте в них нет с этой точки зрения никакой новизны: холодный рассудок, ведущий счет добытому, заранее знает порядок этих наслаждений, длительность и насыщающую способность каждого из них. Каждый шаг Печорина - словно издевательская насмешка судьбы, словно камень, положенный в протянутую руку. Каждый шаг его с неумолимой последовательностью показывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувства, а полнота чувств невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим миром идет лишь в одном направлении: к тебе, а не от тебя.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Герой нашего времени > Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности
Герой нашего времени

Герой нашего времени


Сочинение на тему Роман «Герой нашего времени» о погибшей жизни незаурядной личности, Герой нашего времени