А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мое отношение к словам Гобсека Золото вот духовная сущность настоящего общества - сочинение


Первый тезис Гобсека - относительность всех ценностей, их зависимость от окружения: «В мире нет постоянного. Существуют лишь условности - свои для каждого климата». Главный вывод ростовщика-философа - необходимо в жизни опираться на что-то такое, что даст возможность удовлетворять собственный эгоизм и руководить другими. И такая сила - золото. «Чтобы осуществить свои прихоти, мы нуждаемся во времени, средствах и усилиях». Так вот, в золоте все это есть. Мораль, религия, самопожертвование, альтруизм - это все пустые слова, за которыми прячется инстинкт, который, между прочим, и является чем-то постоянным и незыблемым, - инстинкт самосохранения; в обществе европейской цивилизации его называют личным интересом. Именно он определяет основные формы существования каждого в обществе, главная из которых - противостояние эгоистическим интересам. «Ну, а относительно обычаев, - отмечает Гобсек, - люди везде одинаковые: повсюду происходит борьба между бедными и богатыми, повсюду она неминуема».

В истории мировой литературы немало историй о скрягах, так что Гобсек из повести Бальзака - образ не новый. Но вот что, в самом деле, интересно, что писатель с помощью своего героя исследовал всесторонне проблему денег.

Итак, Гобсек знает деньги профессионально, так как он ростовщик, т.е. человек, который дает деньги под залог. Он рассказывает Дервилю о своей жизни, и постепенно становится понятно: в нем почти ни для чего, кроме денег, места не осталось. Он стремился иметь деньги, так как они дают свободу, а кто же не хочет быть свободным. Но, накопив определенную сумму, Гобсек не останавливается, так как понимает: большие деньги дают власть. Именно это наслаждение для него лучше всего. Он так пришел в восхищение, что и не заметил, когда и как деньги стали владеть им. Так может, деньги не нужны? Это не так. Отсутствие денег у Эрнеста де Ресто едва не разрушило его надежды и счастье. А вот для его матери деньги стали источником всех несчастий, так как она не знала ни цены деньгам, ни опасности, которую они скрывали.

Тратя деньги на Максима де Трая, на роскошь, она забыла о своей обязанности перед мужем и детьми. Деньги - вещь опасная. Попасть в зависимость от них очень просто, поэтому Фанни Мальва набирает взаймы у Гобсека столько денег, сколько может отдать, заработав трудом швеи. Да и Дервиль понимает идею Гобсека, который дает взаймы ему деньги под большой процент. Ведь нет большего бремени, чем бремя обязанности за предоставленную услугу. Временами это разрушает отношения. Поэтому Гобсек лишает Дервиля необходимости чувствовать себя вечно должным ему. Это еще один сторона проблемы денег.

 
Таким образом, исследовав проблему денег, Бальзак приходил к выводу, что деньги нужны человеку, чтобы жить, не думая о них, а заниматься творчеством, делами и т.п. Недостаток средств приводит к упадку морали, как у Максима де Трая. Неумение руководить своими нуждами приводит к расточительству и трагедии. Большие деньги дают власть. Но именно большие деньги иногда забирают в плен жизни человеческие, как это произошло с Гобсеком. Осознав этот принцип, Гобсек покоряет свою жизнь служению золоту, вводит целую систему самовоспитания, и таким образом становится одним из настоящих властителей Парижа. С вершины открытого им философского принципа он спокойно и с наслаждением созерцает все разнообразие театра жизни: «Так вот, все человеческие страсти, разожженные столкновением интересов в вашем нынешнем обществе, проходят передо мною, и я устраиваю их обзор, а сам живу спокойно. Т.е. вашу научную любознательность, своеобразную борьбу, в которой человек всегда получает поражение, я заменяю изучениям всех сокровенных пружин, которые двигают человечеством. Я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною никакой власти». У него нет сожаления к другим: «Если человечность, общение с близкими людьми считать религией, то Гобсек в этом отношении был атеистом». Бальзак находит ужасные, даже жестокие сравнения, чтобы описать обращение ростовщика со своими жертвами: «Они иногда приходили в негодование, кричали в исступлении, и тогда вдруг воцарялась мертвая тишина, будто в кухне, когда там режут утку». Убедительными доказательствами разрушения личности Гобсека является непомерная бережливость и неудержимая скупость. Имея дело с золотом, он перестает контролировать себя и теряет ум.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мое отношение к словам Гобсека Золото вот духовная сущность настоящего общества. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гобсек > Мое отношение к словам Гобсека Золото вот духовная сущность настоящего общества
Гобсек

Гобсек


Сочинение на тему Мое отношение к словам Гобсека Золото вот духовная сущность настоящего общества, Гобсек