А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Почему погибла Катерина (по пьесе А Н Островского «Гроза») - сочинение

А. Н. Островский — выдающийся русский писатель, мастер драмы. Пьесы его привлекают нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи — люди своей эпохи, но вместе с тем многое в них нам близко. Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят, изменяют, одни живут честно, другие — безнравственно.
В пьесах Островского всегда звучит протест против унижения человека. Одним из лучших произведений Островского по праву считается пьеса «Гроза». 

Главный конфликт «Грозы» — столкновение пробуждающейся светлой личности с миром «темного царства». В центре драмы судьба молодой женщины — Катерины. Она отличается от всех обитателей «темного царства» глубиной своих чувств, искренностью, правдивостью и решительностью. Эти прекрасные черты русского характера не были заглушены обстановкой жизни в ее родной семье, о которой Катерина вспоминает с любовью. В родительском доме она жила легко, беззаботно, радостно. С чувством благодарности Катерина вспоминает свой сад, куда она любила выходить ранним утром любоваться цветами, свои молитвы, церковь, где ей чудились ангелы под куполами, рукоделия и рассказы странниц-богомолок, которые заменяли ей книги. Возможно, она была воспитана в мещанской семье, в которой всегда царила обстановка свободы и уважения к личности, но именно поэтому в характере Катерины и ее поступках присутствуют твердость и решительность. Катерина восприимчива к красоте, в ней очень развито воображение. Красоту она видит прежде всего в религиозных обрядах, церковной атмосфере. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». Даже сны Катерине снились необычные: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные». Катерина любила природу, русские песни. Мир ее радостный и светлый. И вот теперь по воле родителей ее выдали замуж за Тихона Кабанова, которого она почти не знала. Будет ли счастлива Катерина? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к тому миру, в котором ей теперь суждено жить.

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с другим образом жизни. Это была жизнь, в которой царили самодурство, насилие и унижение. Мать Тихона — женщина властная, онэ требует от всех подчинения и смирения. Своих домашних она «точит, как ржа железо». Марфа Игнатьевна не любит Катерину, донимает ее придирками, унижает. Она ревнует сына к молодой жене, считает, что он не слишком строг с Катериной. Кабанова боится, что ее младшая дочь Варвара может «заразиться» дурным примером Катерины. 

Но Катерина, обладающая душевной мягкостью и трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность — она не желает мириться с таким положением. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! — говорит она. — Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»
По убеждению Кабановой, жена должна покоряться мужу, жить перед ним в страхе. Кабаниха вразумляет Тихона, не понимающего, для чего Катерина должна его бояться: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Главное для Кабанихи — соблюсти ритуал. Поэтому жена обязана долго и громко выть, проводив мужа. Выть надо, искренно обнять мужа — нельзя: «Что ты на шее виснешь, бесстыдница! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся», — поучает она Катерину.


 
Душе Катерины тесно и тяжко в атмосфере кабановского дома. Искренность, эмоциональность, непосредственность Катерины не могут встретить здесь понимания. Муж не способен ни защитить ее, ни стать опорой, так как он живет только умом матери. Он всегда был ее собственностью, никогда и ни в чем ей не перечил. Духовные запросы его ничтожны. Катерине пришлось пережить унизительные наказы, данные мужем перед отъездом в Москву, душевную глухоту Тихона, глубоко ранившего ее словами: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь. Вы уж меня заездили здесь совсем! Я не знаю, как вырваться-то: а ты еще навязываешься со мной». Тихон слишком слаб, слишком беспомощен, чтобы поддержать жену. В доме Кабановых все построено на лжи, лицемерии. Варвара утверждает, что весь дом у них на облаке держится: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», — говорила она. Разве могла быть счастлива в такой обстановке мечтательная, светлая, одухотворенная натура? Нет. Катерина страдает. Жизнь для нее становится невыносимой. Страдания Катерины усиливаются после встречи с Борисом, которого она любила. Свое чувство она считает преступным и пытается бороться с ним. Но любовь к Борису становится единственной радостью в ее жизни, вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей вольной и полететь, раскинув крылья. Катерина страдает безумно, потому что она одинока. Ее угнетает свекровь, духовно далек от нее Тихон, не понимает ее душевных порывов и Варвара, не найдет она помощи и у любимого ею Бориса. Она не может вернуться в мир Кабановых. Выход один — смерть. Катерина погибает. «...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!..» — говорит Н. А. Добролюбов. И именно поэтому трагический финал пьесы «Гроза» не поражение, а утверждение силы свободного человека. Это протест против кабановских понятий о нравственности, «провозглашенный под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина», это «страшный вызов самодурной силе». И в этом смысле самоубийство Катерины — ее победа.Мне жаль Катерину, потому что она из мира добра и света попала в мрачный мир деспотизма, где не ценятся ни искренность, ни правда, где гибнут светлые мечты, где все «как будто из-под неволи». Вот поэтому Катерина погибает.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Почему погибла Катерина (по пьесе А Н Островского «Гроза»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гроза > Почему погибла Катерина (по пьесе А Н Островского «Гроза»)
Гроза

Гроза


Сочинение на тему Почему погибла Катерина (по пьесе А Н Островского «Гроза»), Гроза