А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Г Р Державин— отец русской поэзии - сочинение

Г. Р. Державин— поэт, живший на рубеже XVIII—XIX вв. Он был младшим современником М. В. Ломоносова и старшим современником А. С. Пушкина. Именно Державин оценил талант молодого поэта.	

«Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил», — напишет Пушкин в «Евгении Онегине».

Стихи Державина сложны для восприятия современного читателя, так как в них много слов и оборотов, характерных именно для того времени. Однако поэзия Державина вызывает восхищение, ведь она во многом была новаторской. В ней есть то, чего, скажем, не было в поэзии Ломоносова, а именно отступления от норм классицизма.

Если рассматривать наиболее известные его оды, то посвящены они, по большей части, императрице Екатерине Великой. Но героиня самой известной из них названа Державиным Фелицей, что значит «счастливая», а не «великая» или «мудрая», как можно было бы ожидать. И действительно, эта «царевна Киргиз-Кайсацкия орды» велика именно тем, что счастлива и человечна. Ее достоинства в том, что она ходит пешком и ест простую пищу, разрешает самостоятельно мыслить и говорить правду. Словно для того, чтобы подчеркнуть ее простоту, рядом автор рисует и свой портрет, на который, по его словам, «весь свет похож»:
А я, проспавши до полудня, Курю табак и кофе пью; Преобращая в праздник будни, Кружу в химерах мысль мою.

В оде «Фелица» писатель использовал в одном произведении разные жанры, соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам ее вельмож. Под пером Державина ода приблизилась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность. Нарушая строгие правила классицизма, Державин отверг установившуюся в литературе теорию трех стилей Ломоносова. Таким образом, он осуществил «снижение» высокого слога, приспособив его к нормам разговорною языка, далекого от утонченности светского дворянского салона. Это, несомненно, стало революцией в области поэзии.

«Спог у него (Державина) так крупен, как ни у кого из наших поэтов; разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми.

И смерть, как гостью, ожидает, Крутя, задумавшись, усы.

Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое депо, как ожидание смерти, с таким ничтожным действием, каково кручение усов?», — писал Н. В. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями», говоря о смешении поэтом высокого и низкого стилей.

Обличая «свет» и придворную знать, поэт отмечает, что представители этого круга погрязли в суете, незаслуженных забавах и развлечениях, косности и непросвещенности. С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной. В оде «Вельможа» он пишет: Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами, Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.

В оде «Властителям и судиям» Державин рисует свой идеал государственного деятеля: Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощу без обороны Сирот и вдов не оставлять.

Такой дерзкий для того времени призыв был новшеством. К тому же, если внимательнее перечесть заспуги Фелицы и примерить их к Екатерине II, то некоторые строки могут показаться злой сатирой: Стыдишься слыть ты тем великой, Чтоб страшной, нелюбимой быть; Медведице прилично дикой Животных рвать и кровь их пить. ...И славно ль быть тому тираном, Великим в зверстве Тамерланом, Кто благостью велик как бог?

Державин говорит это женщине, потопившей в крови восстание Емельяна Пугачева, взошедшей на престол после убийства своего мужа! Недаром в последних строфах он с горечью вопрошает, обращаясь к Фелице:
Но где твой трон сияет в мире? Где, ветвь небесная, цветешь?

Этим поэт как бы подчеркивает, как мало соответствует Россия образу идеальной страны.


 
Мысль о величии простых человеческих чувств, а также о бренности всего земного пронизывает ОДУ «На смерть князя Мещерского». Мне кажется, это очень характерно для Державина — посвятить оду одному из своих знакомых, чье имя так и кануло бы в историю, если бы поэт не написал о его смерти. Жизнь делит людей на богатых и бедных, сытых и голодных, царей и подданных, а смерть равняет всех — вот основная мысль этой оды: Глядит на всех — и на царей, Кому в державу тесны миры; Глядит на пышных богачей, Что в злате и сребре кумиры; Глядит на прелесть и красы, Гпядит на разум возвышенный, Глядит на слезы дерзновенны И точит лезвие косы. Интересно то, что в самые разные годы, в самых разных стихах у поэта прорывается тема смерти. Державин был отважным человеком. Он не робел ни перед царевым, ни перед вельможным гневом, ни перед пугачевскими разбойниками, ни перед бушующим Белым морем. Но его умение полнокровно жить и чувствовать, страстно переживать жизнь в слове, может быть, и не давало ему отвести взгляд от смерти. В своей удивительной оде «Бог» он говорит о своем понимании жизни, смерти, бессмертии, обращаясь к Создателю: Твоей-то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие: Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец!— в бессмертие Твое. Размышляя о жизни и смерти, поэт в своих исканиях пришел к постижению истины через веру в Спасителя. Себе и другим в утешение он оставляет слова надежды: Почто ж терзаться и скорбеть, Что смертный друг твой жил не вечно? Жизнь есть небес мгновенный дар; Устрой ее себе к покою И чистою твоей душою Благословляй судеб удар. В своих стихах поэт говорит о вещах, которые близки и понятны всем. Так, стихи «Объявление любви», «Разлука», «Купидон», «Разные вина» и другие очень просты, ярки и доступны даже современному читателю. В знаменитом послании «Евгению. Жизнь Званская» поэт противопоставляет суетную придворную жизнь, полную интриг, клеветы, и жизнь простую, деревенскую. Он так подробно, со вкусом перечисляет прелести званского житья, что тоже хочется побывать среди прекрасных пейзажей, искупаться в пруду, глядеть, «как на воду ложится фасный день», и пить «под небом чай душистый». Державину было очень важно утвердить в умах своих читателей эти вечные ценности человеческой души, может быть, даже в противовес уже привычным приоритетам, подчиняющим личность государству. Согласно Державину, идея государственности не должна подминать под себя человека. В стихотворении «Властителям и судиям» он высказывает мысль о том, что закон должен быть не только справедливым, но и гуманным. Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять... Несчастливым подать покров, От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Со стороны Державина было большой смелостью открыто сказать о произволе властей, этих «земных богов». Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли! Конечно, такие крамольные строки не могли остаться незамеченными властями. Державин был отправлен в ссылку. А потом в «Памятнике» он напишет: Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить... До сих пор не было сказано еще об одной важной теме поэзии Державина. Русский солдат, русский народ является главным героем его победно-патриотических произведений. Русский народ в изображении Державина — защитник своей родины и освободитель порабощенных Наполеоном народов Европы. В оде «На переход Альпийских гор» поэт восклицает: Воюет росс за обще благо, За свой, за ваш, за всех покой. «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее... Державин был очень стар. Экзамен наш очень его утомил... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...», — так описал свою встречу с Державиным Пушкин. Эту встречу, пожалуй, можно назвать одной из самых мистических. Она была очень важной в том плане, что каждый из этих поэтов определял пути развития русского языка и литературы. «А я Пиит— и не умру»,.— писал Державин, веря в свое творчество и его бессмертие. Стихи Державина читаемы и сейчас, а некоторые из них очень актуальны, как, например, его Ода «Властителям и судиям». Державина по праву можно считать великим поэтом. Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Г Р Державин— отец русской поэзии. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Державин > Г Р Державин— отец русской поэзии
Гаврила Державин

 Гаврила  Державин


Сочинение на тему Г Р Державин— отец русской поэзии, Державин